главная страница | карта сайта | форум

НОВОСТИ И ОБНОВЛЕНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ И УЧАСТНИКИ

ПРЕССА

ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


публикации


[ПУБЛИКАЦИИ В СМИ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРОЕКТУ "ВЕРЮ"]

Выставка «ВЕРЮ»: пока не приехал Диснейленд...


В то время как в политической жизни страны множатся предвыборные блоки и объединения, культурная среда также стремительно определяется в путях своего дальнейшего развития. Так называемое «актуальное искусство», еще недавно отличавшееся выраженностью социально-политических мотивов, ныне пытается утвердиться в нише субъективных поисков «вечных истин». Ярким примером этих процессов стала широко разрекламированная выставка «ВЕРЮ», проходящая на арт-площадке «Винзавод» в Москве.

Заручившись поддержкой влиятельных покровителей в лице московского правительства и даже Зураба Церетели, организаторы выставки во главе с ее куратором Олегом Куликом предприняли попытку нащупать пути выживания «актуальной» арт-среды в рыночных условиях. Из пресс-релиза выставки: «Большинство древних культур, обладающих своей религией, культовыми действами, произведениями искусства, стремятся к просветлению и примирению с реальностью… Каждый участник проекта совершает попытку отвлечься от суеты повседневности и заглянуть вглубь себя — увидеть то свое, во что он верит, найти свою душу».

Налицо отсутствие какой-либо социальной позиции, так свойственной казалось бы «актуальному» искусству!.. Очевидно лишь, что «актуальное искусство» уже наработало достаточное количество «произведений», и все что нужно теперь — это обернуть ранее созданное в красочную и приемлемую для потребителя упаковку. Благо и ситуация в стране стремительно зреет для этого: «… все это вместе взятое вполне может быть расценено, даже и бессознательно (или вполне сознательно и осмысленно — не берусь судить), как предложение себя — со стороны как художников, так и организаторов — в качестве презентативного стиля нового укрепляющегося государства» (Дм. Гутов, участник выставки).

Стоит отметить, что выставка проходит вполне успешно. Общественный успех ее очевиден (от самого метро до «Винзавода» нетрудно дойти, просто следуя за «продвинутого вида» молодежью), коммерческий успех также более чем очевиден (билеты по 80 рублей и каталоги по 300 раскупаются как пирожки). Планы устроителей на будущее прямо-таки грандиозны. Со временем планируется превратить «Винзавод» в Мекку российского актуального искусства «с удобными экспозиционными пространствами, студиями для художников, магазинами, а также арт-барами».

Посетив выставку, обыватель не ошибется в своем выборе. Взору его предстанет множество оригинальных по форме развлечений с легким и чарующим привкусом нарушения запретов: исповедание по телефону, забавные видеосюжеты из жизни звезд и городских сумасшедших, артефакты домашних животных, стоящее на месте время, капающее из ниоткуда и утекающее в никуда вино, мягкие комфортные сиденья вперемежку с картонными пассажирами городского автобуса, потребительская корзина и, как обычно, море порнографии, стилизованной на все лады! Ничего не стоит впасть в умилительный восторг — так все это «удивительно и необычно»! Однако ничего удивительного, а тем более необычного в этой выставке, увы, нет. Выйдя из арт-подвалов в серую действительность промзоны рядом с м. Курская, испытываешь только легкое головокружение от благовоний и испражнений старого нового «культа».

Из манифеста устроителей выставки: «Выставка должна стать шагом к изменению положения современного искусства в социуме, попыткой перейти от элитарности и сектантства к прямому эмоциональному контакту с каждым человеком — будь то художник или зритель. И основой этого контакта должны стать не отвлеченные идеи, а ощущение присутствия чего-то странного и неизвестного, объединяющее всех нас, живых… Настало время взглянуть на человека и мир вокруг не через призму очередной модной философии, но принципиально новым для современного искусства взглядом человека, верящего в жизнь во всех ее проявлениях. Исходной точкой для высказывания Художника должна стать его личная Вера. Во что? Это и есть самое интересное! Сотрем пыль с наших идеалов».

На первый взгляд, попытка вывести актуальное искусство из элитарного и сектантского состояния более чем похвальна. Впрочем, цена такого выхода — забвение социально-протестной составляющей искусства во имя сооружения песочных замков вокруг конформистских поисков личной веры — представляется многим участникам художественной жизни неприемлемой. Выставка провела основательный водораздел между теми участниками арт-среды, кто по-прежнему готов исследовать современное российское общество радикальными художественными приемами, пытаться активно влиять на него, и теми, кого вполне устраивает лояльное и наблюдательское отношение ко всему вокруг, а художественный поиск, по их мнению, необходимо замкнуть только на глубинах собственного подсознания.

Ожесточенные дискуссии представителей двух лагерей современного искусства не оставляют шансов на примирение — ведь вопрос, по сути, о целях искусства. «Левая критика» бойкотировала участие в выставке. Устроители в лице Олега Кулика парируют в духе: «У них нет души…». Даже Анатолий Осмоловский, в недавнем прошлом занимавший осознанную общественную позицию, ныне высказывается в духе, что «самоценность произведения искусства в настоящий момент самый важный аспект современного искусства». Скорее всего, данный арт-проект окончательно расколет художественную среду по вопросу о социальной программе актуального искусства.
Намерение устроителей завоевать рынок, стать его частью, встретило активное содействие со стороны властей. Действительно, почему московские власти не страшатся зловещих клоунов, расставленных в Макдоналдсе, но должны при этом бояться таких же чучел, расставленных в подвалах какого-то закрытого завода? Да и чем Москва хуже остальных крупных городов «цивилизованного» мира?

Очевидно, и на государственном уровне препятствий такой самоидентификации арт-среды не будет. Компромисс объединительной платформы такого числа разноплановых художников (свыше 60!) в условиях кризиса жанра возможен только на политически безучастной платформе, на поле поиска новых символов веры в самом себе и исключительно для себя.

Столь вульгарное обращение к личности свидетельствует не только о кризисе определенной части современной арт-среды, но и о ее постепенной и окончательной деградации. На словах провозглашая поиск абсолютных ценностей, организаторы выставки лишь ставят свое собственное существование в абсолютную зависимость от даты прихода в Москву настоящего Диснейленда, конкуренции с которым они однозначно не выдержат.

Д.Д. (Социалистическое Сопротивление - Москва) Автор: Д.Д. (Социалистическое Сопротивление - Москва)
Дата размещения материала на сайте: 21 марта 2007
Дата написания: март 2007

Дополнитетельно:

Версия для печати    Вверх страницы   
студия олега кулика
контакты для прессы


Tелефон:
+7 (495) 623-87-38

E-mail:
kulik-studio@mtu-net.ru