главная страница | карта сайта | форум

НОВОСТИ И ОБНОВЛЕНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ И УЧАСТНИКИ

ПРЕССА

ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


публикации


[ПУБЛИКАЦИИ В СМИ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРОЕКТУ "ВЕРЮ"]

Налетай, не скупись, покупай живопись!


Народным массам начнут прививать вкус к современному искусству

Фабрика искусства взвинчивает цены до небес и готовит новые сенсации

Наступивший год обещает огромное количество событий в музейной и галерейной жизни. Даже то, что раньше казалось делом узкой кучки коллекционеров и любителей - опыты радикальных художников, - сегодня выходит на широкую сцену, срастается с шоу-бизнесом и стремительно дорожает.

Картина вместо квартиры

В первые недели нового, 2007 года главные аукционные дома мира отчитались о своих успехах. И буквально потрясли общественность космическими ценами. Так, лидером оказался "Кристис", чей оборот 4,6 миллиарда долларов. Через "Кристис" прошли картины, установившие сразу несколько рекордов по стоимости. К тому же именно этот аукцион продавал пять полотен знаменитого художника начала ХХ века Густава Климта, которые американская гражданка Мария Альтман отсудила у Австрии. Но даже без трофейных ценностей спрос на картины был так велик, что повергал в оторопь даже известных экспертов.

Исполнительный директор "Кристис" Эд Долмэн указывает на то, что за год цены взлетели на 80 -100 %. Не в последнюю очередь это связано с активностью бизнесменов из Восточной Европы и Азии. Лондонские аукционисты уже открыто заявляют, что немалую кассу делают именно русские покупатели. Мало того что они постоянные клиенты "русских торгов" (в конце ноября в Британии начинают продавать русское искусство), дилеры из России отправляются в Америку за покупкой более современных произведений ХХ века (Пикассо, Шагала, Кандинского).

Если раньше об этом говорили с оглядкой и оговорками, сегодня уже кричат на всех углах - искусство превратилось в предмет инвестиций не хуже недвижимости. При таком росте цен вкладывать деньги в картины оказывается даже выгоднее самых больших банковских процентов. К тому же у покупателей еще возникает ощущение "культурного роста". Единственная проблема - что покупать. Как утверждают галеристы и арт-дилеры, покупать можно что угодно, лишь бы имя автора было достаточно известным. В 2007 году они прогнозируют смещение моды от классики XIX столетия на послевоенное искусство 1950-60-х годов.

Впрочем, заявленные "Сотбис" и "Кристис" шедевры, подлежащие продаже в сезоне-2007, опять из разряда "нетленок". С одной стороны портреты нежного французского импрессиониста Ренуара (за его "Сестер" хотят выручить 200 миллионов долларов), с другой - экспрессивная композиция австрийца Эгона Шиле (около 190 миллионов долларов). Если картины будут проданы за предполагаемую стоимость, нас ждет новый ценовой рекорд. Пока его удерживает "Мальчик с трубкой" Пикассо за 104 миллиона.

Верю - не верю

В то время как деньги вкладываются в проверенные вещи, фабрика искусства готовит новых звезд. В их подготовку со рвением неофита включился московский бомонд. Прошлый год открыл две тенденции, которые явно будут развиваться и в 2007-м. Во-первых, вернисажи современного искусства становятся страшно модным, "клубным" мероприятием. Появились галереи, которые ориентируются на светскую тусовку. Например, галерея Гари Татинцяна принимала в своих стенах любимого фотографа Мадонны Стивена Кляйна (сама поп-дива, конечно, тоже явилась на вернисаж - в этом и был расчет). В закрытую для сторонней публики галерею "Триумф" на один день со своей выставкой приезжал самый влиятельный из современных художников англичанин Дэмиен Херст (тот, что прославился инсталляциями с заспиртованными акулами).

Ту же самую ставку на знаменитостей собираются сделать устроители Московской биеннале, которая пройдет с 1 марта по 1 апреля. По меньшей мере две звезды предстоящего смотра у всех на слуху. В одном из центральных музеев покажут выставку театрального авангардиста, художника, сценографа и режиссера Роберта Уилсона, чьи постановки (в том числе и в Москве, в Большом театре) смотрятся наподобие изысканных инсталляций. Давно заявлялся приезд в Россию вдовы Леннона Йоко Оно, которая, к слову сказать, еще и художница. Устроители биеннале с осторожностью намекают, что такой приезд вполне возможен - главное, найти подходящее место для провокационных объектов Оно (на одной из своих пацифистских акций она выращивала деревья в гробах).

Вторая тенденция - на сцену активнее выходят кураторы (или попросту продюсеры), которые меняют отношение к выставкам. Эти выставки превращаются в зрелища и аттракционы. Именно такого рода проект в конце января готовится представить некогда скандальный акционист, а теперь солидный арт-деятель Олег Кулик. В подвалах нового культурного центра "Винзавод" он открывает выставку "Верю". Кулик пригласил полсотни русских художников, для того чтобы показать, что такое вера сегодня. Круг тем и вопросов страшно широк: "Что современного человека повергает в священный трепет?". Между прочим, Кулик консультировался даже с православными деятелями, так что столкновений с фанатиками не предвидится (хотя, чем черт не шутит).

Еще один куратор нового поколения - Василий Церетели, внук знаменитого скульптора, - выступает комиссаром русского павильона на Венецианской биеннале, самом авторитетном смотре современного искусства. Что повезет в Венецию свежий комиссар, пока непонятно. Между прочим, Василий возглавляет все музеи, созданные его дедом, и устраивает там очень даже продвинутые выставки - сказывается обучение на Западе.

Музейные шоу

В то время как современность отвоевывает место у классики, музеи изо всех сил пытаются сохранить свои позиции. Делается это опять же за счет раскрученных имен и экспонатов - упор на поп-шоу продолжится и в 2007-м. Третьяковская галерея заявляет мощный проект "Европа - Россия - Европа" и хочет пересмотреть место русского искусства в мировом контексте. Для этой цели из всех дружественных западных музеев Англии, Франции, Италии собираются доставить первостатейные шедевры, чтобы сравнить их с нашими. Исторический музей уже давно готовит экспозицию "Золото: металл богов и царь металлов". Тут, как говорится, комментарии излишни - золото, оно и в Африке золото. Главное, чтобы не вышло так же, как с античной эротикой, - выставка явно не дотягивает до громкого звучания заголовка. Наконец Пушкинский музей с помощью американских коллег представит две хитовые выставки. Во-первых "Амедео Модильяни"; мы увидим картины итало-французского художника, которого вообще нет в российских собраниях, лишь маленький силуэт Анны Ахматовой. Во-вторых, выставку американского искусства из ведущих музеев США.

Остается добавить, что в этом году свое 250-летие отмечает Академия художеств. Так что имя Зураба Церетели мы будем слышать невероятно часто.



Сергей Соловьёв
Русский курьер
22.01.07



Дополнитетельно:

Версия для печати    Вверх страницы   
студия олега кулика
контакты для прессы


Tелефон:
+7 (495) 623-87-38

E-mail:
kulik-studio@mtu-net.ru