публикации
 |
[ПУБЛИКАЦИИ В СМИ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРОЕКТУ "ВЕРЮ"]
«Верю» ли…
Один из проектов 2-ой московской биеннале современного
искусства стартовал 28 января в новом Культурном
центре «Винзавод», где в будущем
планируют обосноваться такие галереи как Айдан, Риджина, ХL.
Современные художники во главе с куратором (Олег Кулик)
«породили» живой, подвижный организм проекта
«Верю».
Зритель попадает в трансцендентную туманную атмосферу
андеграунда, где все пространство наполнено дымом, производимым
таинственным аппаратом — генератором нимбов, с сухим щелчком,
выбрасывающим турбулентные кольца (Александр Пономарев).
Ирония, дистанция, критичность характеризуют работы и пространство,
которое, как аттракцион, не дает расслабиться зрителю, постоянно давит
на все органы чувств, на слух, на обоняние и даже на мочевой пузырь,
когда на втором этаже неожиданно встречаешь винный
«водопад» (Синие носы).
Очень быстро возникает ощущение, что нет ценности каждой
отдельно взятой вещи, есть созданный и главенствующий контекст, есть те
отношения, синергия, что возникает среди экспонатов, порождает эмоции.
Но тогда начинает «играть» и каждая вещь в
подлинном своем состоянии, объединяющем всех. А в данном случае по
«заказу» куратора объединяющим должно было стать
проявление Веры, как чувства, причем не всегда религиозного, ибо верить
можно во что угодно, а вот веровать…
Так, Геннадий Пузенков («Прыжок в
высоту») предлагает рассмотреть веру через отрицание. Поэтому
он роет за планкой для прыжков в высоту огромную могилу, словно говоря,
что любой прыжок, сколь бы высок он ни был, приведет к одному и тому
же.
В закутках вселенной выставки можно встретить и
троллейбус-богоносец Валерия Кошлякова, крыша которого увенчана
церковной маковкой. Наверно, именно такие троллейбусы и должны ездить
по третьему Риму, равно как и в метро должны объявляться новые станции
(«Станция «Второе небо» Колесников
Денисов + Андрей Котов).
Яблочко на тарелочке, которое на поверку оказывается опавшей
ромашкой или цветиком-семицветиком, возрождает веру в сказку (Группа
ПГ). Причем, если смотреть на донное киноизображение, — то в
сказку явно советского периода.
В традиции современного искусства — ломать все
традиции, то есть активно идеологически и физиологически изменять мир,
трансформировать вплоть до полного отрицания или просто игры,
когда, например, разрушают идею колонны как несущего элемента
конструкции и превращают ее в нечто легкое, мягкое и волосатое.
«Зрелище» Анатолия Осмоловского это
— модификация традиционного русского православного
образа через абстрактную форму, которая может говорить и об
изъеденности, и о структурности и ритме. Это и поп-арт и канон в одном.
Здесь нет деления на вещи — все едино свет, звук,
психология человека. И когда смотришь на видео Вадима
Захарова, — почти божественный взгляд в храме Гроба Господня,
который снимала летящая камера, — и слышишь дикие
звуки отбивающей мячи теннисистки за занавеской (Дмитрий Булныгин.
Видео. Без названия), то возникает ощущение Ада и Рая.
А рядом «Тьма» Андрея Монастырского.
Тьма — это окружающее и пугающее пространство. В темной
комнате можно наткнуться на трубу и ощутить еще большую темноту и даже
черноту. Так просто — «темнота», и в это
веришь.
Не очень заметный, но не менее значимый проект художника
Юрия Альберта. Его вклад в общую копилку заключен в том, что в
выпущенной для проекта «Верю» книге
«XENIA» слово «искусство»
написано без гласных: «-ск-сств-», как в некоторых
традициях пишется имя Бога.
Остается только процитировать куратора проекта:
«Эта выставка нам была жизненно необходима. Понятно, что
проект страшно амбициозный, огромный, сложный, но, в конце концов, у
современного русского искусства должен быть свой шанс заявить о
серьезных вещах в полный голос».
Оля Олюнина
Эта статья будет опубликована в газете «Московский
художник», 2007, №1
|
|