главная страница | карта сайта | форум

НОВОСТИ И ОБНОВЛЕНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ И УЧАСТНИКИ

ПРЕССА

ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


публикации


[ПУБЛИКАЦИИ В СМИ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРОЕКТУ "ВЕРЮ"]

беседа с олегом куликом в период работы над проектом "верю"

- В беседах с художниками по поводу предстоящей выставки "Верю" постоянно звучит слово "трансцендентное". Все его понимают по разному, но так или иначе имеющее отношение к духу, к невыразимому. Но перед художниками стоит трудная, почти невозможная задача выразить это невыразимое в материале, облечь его в плоть, тело. Нет ли в этом противоречия? И попытки зафиксировать сущность постоянно меняющуюся, ускользающую?

Олег Кулик: Тело ведь тоже имеет отношение к духу. И в ситуации, когда тело, дух и душа сотрудничают, и возникает возможность трансформации, улучшения. Перехода на более высокий уровень развития. Сам дух по себе беспомощен. Как и тело. Заберите тело от души. Что произойдет? Тело разлагается. Но и душа без тела разлагается на свои составные. Она не способна к концентрации. Не осознающая себя. Не трансформирующая себя. Только здесь, в этом мире мы можем себя трансформировать. Это уникальный мир. Поэтому тело не от дьявола. Все его проявления важны. Так же как и проявления духа. Если же мы эти вещи разделяем, то уничтожаем их, поскольку друг без друга они бессмысленны. Но очень важно сохранить нужный баланс.

- А какую в этом всем играет роль разум, интеллект?

Олег Кулик: Разную. В большинстве своем - роль хозяина. Но должен играть роль слуги. Разум - это инструмент. Но если мы ему даем очень много, если во всем полагаемся только на него, то сами превращаемся в инструмент, а все превращается в ад.

- Все подвергается рационализации, чему мы сегодня и являемся свидетелями. В том числе и в искусстве. Ведь сплошной концепт, основанный на рационализации всех эмоций. Интеллект - великий манипулятор. Из-за этого мы почти не чувствуем ни плоти ни духа искусства. Вы куратор проекта. А почему сами, как художник, не участвуете в нем?

Олег Кулик: Творческая импотенция. Была такая статья о дадаистах "Новые танцы импотентов творения". Я приобрел невероятную гибкость, но потерял все остальное. Я как клей. Ты можешь очень многие вещи склеить. Но сам этими вещами уже не обладаешь. Но это очень важно для нашей среды - почти разложившейся, где каждый обладает каким-то качеством, но не знает с чем его соотнести, потому что оно, это качество, как бы не стыкуется с качествами других. Все очень колючие, как стеклышки. Но из них можно собрать витраж. Многие считают, что витраж это красивые стекла, а я считаю, что витраж - это еще и очень хороший клей. Современные витражи все сыплются, не выдерживают воздействия среды, не проходят испытания временем. А старые мастера так умели спаять, что возникала потрясающая нас до сих пор картина. Но это не более, чем метафора, про стеклышки и клей.

- Не знаю почему, скорее всего, ассоциативно, но когда я читала расшифровки бесед, то вспоминала басню Эзопа "Собаки и волки". Вкратце там речь идет о том, что шла война между волками и собаками. И собаки, по примеру волков, у которых был вожак стаи, решили выбрать и у себя предводителя. Выбрали. А он все медлит с командой о начале сражения. Собаки ропщут - "Почему?!". И пес-военачальник им отвечает что-то типа - "У волков и порода и масть у всех одна, а мы и с виду разные, и из разных мест, и даже мастью несхожи. Как же я смогу над вами начальствовать, если у нас ни в чем нет согласия?"

Олег Кулик: А волки все серы. Но это не интересно. Из серых стеклышек в храме витраж не сложишь. Стекла должны быть разнообразные, яркие, переливчатые, бесконечно непохожие друг на друга.

- Зато они едины, в том числе и в своем понимании ситуации. А наши художники разномастные - речь не о манере и прочих телесных воплощениях, а о сущностном. На место трансцендентного ставят кто, что и как понимает. Хотя большинство в той или иной мере и с тем или иным знаком соотносили это с религией, с Богом. Очевидно, слово "Верю" - само по себе туда направляло.

Олег Кулик: Но это заблуждение. Слово "вера", по-моему, направляет в совершенно противоположную сторону. Что такое религия

- это собрание некоторых догм, которые придуманы какими-то людьми - пророками, мистиками, часто для современников неадекватными людьми. Кто такой Иоанн Креститель? Кто такой Христос? С точки зрения обычных людей, современников, это сумасшедшие, их и удили как бешеных собак. Вы думаете, появись Христос со своей проповедью на наших улицах сейчас, его пригласят в Государственную Думу? Забьют хоругвями. А вот последующие поколения в борьбе за власть выберут из огромного числа что-то говорящих и проповедующих нужные им истории. Когда было принято официально христианство? В 325 году нашей эры. Через 300 лет после смерти Христа.

- Тогда, когда окончательно сложился миф.

Олег Кулик: Дело не в самом мифе, а в чисто политической конъюнктуре этого мифа. А реально, в то время, когда Иисус жил его уничтожили. Так что все кого сейчас ругают, уничтожают, в будущем могут оказаться на знамени чьих-то идеологических и политических конструкций. Все зависит от конъюнктуры. И дело не в Христе, а дело в людях.

- Вы верите в гороскопы?

Олег Кулик: К гороскопам вера как раз не применима. Гороскопы - это химия. Вы верите в химию? Верите в то, что если я вам сейчас подсыплю в кофе пурген, вам станет нехорошо? Вы знаете это. Вы когда-нибудь видели съемку луны над океаном из космоса, где можно наблюдать лунные приливы и отливы? В это надо верить? Это видно глазами, как мощно звезды влияют на землю. Вы верите в рассветы? Вы верите в новолуние. Вы знаете, что в полнолуние нельзя делать операции? На 30 процентов повышается напор потока жидкости в организме человека. Опытным путем установлено, что в полнолуние остановить кровь намного труднее и человек, которому делают операцию в полнолуние, может погибнуть. В это нужно верить? Это нужно знать. Глупцы, кто не изучает астрологию. Прежде чем стать врачом, нужно выучить психологию, астрологию. И поэтому столько смертей у нас сейчас. Потому что не учитывать при лечении процессов происходящих в космосе, а мы подчиняемся им, значит, наносить вред. Есть ветер, есть дождь. Это нормальные физические явления. Мы это принимаем. А почему с астрологией война - вы знаете? Потому что астрологи реально лучше помогают людям, чем люди, которые отстаивают мертвые догмы. А кто предсказал рождение Христа? Волхвы. А волхвы - это древние астрологи. Если кто-то хочет верить догмам - пусть верит. А я изучаю мир, я исследую его. И астрология одна из помощниц в этом. Понятно, что она не всеобъемлюща. Очень много зависит и от человеческой воли. Очень важно посмотреть на самого человека. И здесь важно знание психологии. В психологию вы верите? А ведь тоже считалось - что такое психология, нет никакой психологии. Это все науки. А религия, это что такое?! Утверждение власти одних людей над другими.

- Для внесения ясности. Это схема, инструкция, с которой люди должны соотносить свои поступки. Потребность в тех или иных постулатах - проявление внутреннего инфантилизма. Хотя на самом деле сейчас нет никакой подлинной веры в Бога, есть инерция веры, симуляция веры. Но реально никто или почти никто и ни во что не верит. Симулирует, действуя согласно инерции - это да.

Олег Кулик: Верить можно только в одно - в другую точку зрения. Это реальность, которую мы не можем понять. Умом ее понять трудно, потому что у тебя есть свой ум. И ты не можешь понять другой. Ты должен принять его на веру, что это такой же фантастический разум, такой же фантастический мир. Твоя точка зрения - все же это проекции ума.

- Религия - это тоже своя точка зрения. Почему же вы не соглашаетесь с ней?

Олег Кулик: Это не точка зрения, это - схема. Для меня основой веры является доверие. Я не могу понять, что у человека в голове происходит, но я принимаю реальность этого человека. Он реален. Коллектив, за который меня заставляют умирать, или вера в бога, или черта, или в кого угодно - это все миф. Этого ничего нет. А человек есть, вот он. Я может быть не до конца не понимаю, что у него происходит в голове, но я доверяю ему и понимаю, что это подлинно. Для меня это божественная позиция. Принять другого как абсолютную истину.

- Что такое "божественно", "божественное" без Бога? Как возможно прилагательное в ситуации отсутствия существительного, от которого оно происходит?

Олег Кулик: Божественность - это метафора. Нет какой-то божественности на небе или на земле. Это метафора качества, которую можно назвать как религиозное чувство. Оно скорее противоположно религии. Это чувство, которое доверяет миру и исследует его, изучает его. Это именно исследование, а заучивание догматов. Это не что-то данное раз и навсегда. Ты постоянно должен быть готов к любым изменениям. К трансформации. И неизменным может быть только одно - желание исследовать и быть живым.

- Каждый этап исследования пытается зафиксировать себя, задокументировать. Это как бы ритуальное овладение действительностью. Проблема в вечно возникающем заблуждении, что, наконец, дошли до сути, до причины, до последней инстанции. Но и это объяснимо. Человек хочет ясности, понятности, фиксации. В глубине души он боится изменений.

Олег Кулик: Представьте - гроза и ее сфотографировали. Получился красивый снимок. И кто-то, наделенный властью, авторитетом говорит - вот главное. Божественное проявление. Гроза закончилась, тучи рассеялись, вышло солнце. А он продолжает утверждать, показывая на фотографию грозы, "Нет-нет, вот Он". А потом проходит еще пятьсот пятьдесят тысяч состояний. Но вы продолжаете стоять на своем. Мало ли что вы видите, суетные и мелкие. Вы не согласны, а мы сейчас вам с правильными ребятами по голове надаем. И все разбежались. Осталась команда, которая утверждает - молния только и есть главное. Фиксация - да. Но надо понимать, что это только фиксация определенного состояния. И она ничего не стоит, если ты не понимаешь, что она вторична, одна из многих. Когда мне - того не делай, сего не делай. Это все ерунда. Важно, что в душе человека происходит. Когда Авдей Тероганян рубит иконы, понятно, что в его душе происходит какая-то катастрофа. Человеку надо помочь, а не убивать его, гнать. Истинно верующие люди так и воспринимают его поступок. Представляете Серафима Соровского, который бы там пошел громить что-то или кого-то. Он скорее с состраданием будет, со слезой, помогать людям, но чтобы он стоял с палкой и кого-то там дубасил. Это не мыслимо.

- Вокруг любой сильной идеи всегда складывается круг неких фанатиков.

Олег Кулик: Это не фанатики. Это, к сожалению, человеческое качество - ненависть, нетерпимость, злобность, животность. И эта злобность просто ищет форму наиболее безопасную для насилия над другим. Наиболее безопасная форма насилия - официально признанные религии. Туда часто идут люди, специально, чтобы бить других и насиловать других под знаком - индуизма, католицизма, нацизма или коммунизма - это все просто форма насилия, поэтому все религии должны отойти в прошлое. Как вы думаете - где больше преступников? Среди бомжей или депутатов Госдумы? Вот вам с одной стороны - избранники народа, с другой - мусор, грязь. Если проверить и тех и других на детекторе лжи на предмет истин божественных, то выводы будут такие чудовищные, что их никогда не позволят опубликовать.

- И без публикаций, интуитивно люди это чувствуют. И своих избранников, как это не парадоксально, народ не слишком жалует.

Олег Кулик: Да. Но главными виновниками его раздражения и ненависти являются богатые. Потому что у него этого богатства нет, а желание его есть. Если у меня нет этого желания, у меня и ненависти нет. Я не хочу джипы, дачи, охраны. И поэтому когда я смотрю на богатых людей, то испытываю скорее сострадание к ним. У меня есть знакомые, которые обладают таким преимуществом, и я вижу, что это люди очень неспокойные. Они и сами говорят - "Олег, чем меньше имеешь, тем крепче спишь".

- Это позерство, рисовка, лицемерие чистой воды. Ради обретения здорового сна они же не отказываются от джипов. Да это, наверное, было бы и глупо. Но что вы им говорите в ответ? Вот вам роль художника в действии. Он своими жестами может что-то изменить в душах людей?

Олег Кулик: Может. Но я же реалист. Я понимаю, что дело улучшения людей и себя самого - это очень сложное дело. Я анализирую некую исходную точку, что они есть сейчас. При этом они все не лишены желания, как бы приподняться духовно. Разные уровни есть. Есть совсем темные крокодилы, а есть люди, которые сделали деньги честно. Относительно честно. Я им предлагаю какие-то модели существования со мной или с каким-то делом, которым я занимаюсь, что-то, что их могло бы приподнять для начала в собственных глазах. Даже эти пол шажочка - это уже не мало. Зато это зафиксируется как-то в сознании. И дальше ему захочется сделать и второй шаг и третий. Он почувствует вкус, удовольствие. И ощущение подлинной свободы. Богатые такие же не свободны, как и бомжи. Просто одни не свободны в своей грязи, а другие в своих бриллиантах.

- Зато в своей вере свободны все. И для меня трансцендентное - это след Бога, смерть которого некогда провозгласил Ницше. Образовалась, скрывающая в себе множество возможностей Пустота, Великое Ничто. Которое не может исчезнуть, но может стать всем чем угодно. Оно и стало главным вдохновляющим полем, пространством для художников. Знак пустой формы, которую каждый заполняет собой и понимает по-своему. Местонахождение этого поля не во вне, а внутри каждого. Каждый сам оплодотворяет Пустоту. Место Истины заняли множество субъективных истин. Место Веры, заняли множество личных вер. Поэтому на вопрос - верите ли вы в Бога? Можно услышать, что это личное, но я верю в себя, семью, любовь и проч. На самом деле Веры нет, осталась лишь инерция и неистребимая потребность в Вере. Это жизненная необходимость, это хватание за соломинку, это попытки сохранения человека, если угодно инстинкт самосохранения именно человеческого в человеке. Стремление найти для себя объект Веры в этом мире без идеалов (мы опускаем в качестве идеала - богатство, Золотой Телец - это идол) держится на силе желания.

Олег Кулик: "Бог умер". То, что сказал человек, который очень сильно болел - все это метафора. Бога нет и не было. Нет ничего, чего нет в этой реальности. Реален только другой человек. Все остальное - это схема. Или метафора.

- А что делает искусство? Оно создает схемы. Схематичный мир параллельный с реальным, правда, возможно, более человечный.

Олег Кулик: Искусство создает реальные произведения, которые мы чувственно принимаем. Это есть божественность. Метафора: хороший человек - божественен. Человек, который не кричит в ответ, как продавщица, проявляет божественное качество. Но не в смысле какое-то качество непонятное нам, а вполне понятное человеческое качество. Просто оно настолько редко, настолько уникально. Терпимость, например. Тем более если оно возникает не из того, что человек заторможен, а из того, что человек не испытывает злобы к этому миру. Вот это Бог. А человек, который убивает, а потом ходит в церковь и кричит - "Бог есть! Патриарх прав!" - это дьявол.

- Вы как-то все время ограничиваете, суживаете проблему.

Олег Кулик: Я понимаю, что это ограниченно. Но для меня это более интересно. Я почему работаю на эту выставку? Для меня Бог это, прежде всего, рядом живущий человек. Я так сейчас чувствую. Для меня эта выставка - выставка конкретно живых людей - московских художников. И для меня это божественно. Для меня важно, чтобы они объединились, чтобы они чувствовали себя рядом друг с другом не то, чтобы защищено, но ощутили некое притяжение. Чтобы это была не выставка, где люди раздвигают свои амбиции, где бесконечные конфликты. Ведь изначально так и происходило. Мне говорили - "Дай мне отдельное место и не мешайся, я сделаю то, что я хочу. Или я не участвую". Лу ладно. "А кто ты такой?" И начинается ерунда. Но мы это преодолели. И возникает живой человек, который начинает делать проекты, которые дают что-то другому и ему дают от другого. Это взаимно. Знаете - две свечки конфликтуют, но свет от этих свечек никогда не конфликтует. Мне важен этот свет, это слияние. Поэтому божественность она в очень конкретных вещах. Мы реагируем на другого, переносим другого, нуждаемся в другом. Как мы делаем это усилие, эту волю понять другого и сама эта воля - это и есть главное содержание выставки. То есть - понять другого, полюбить другого и дать место другому в тебе самом, в твоем пространстве. И наоборот - он дает тебе. Это как любовь. Кто кому дает? Женщина мужчине, мужчина женщине? Бредовый вопрос. Мы же понимаем - оба дают. И оба получают. А если один дает, а другой нет, то оба теряют. Вот это и есть для меня божественное качество, которое очень трудно проявить. Это не набор абстрактных метафор. Трансцендентное рядом, вот за столом сидит. В этой выставке соберется пятьдесят трансцендентных сообщений, которые в основе своей непонятны, но я принимаю эту непонятность как абсолютную истину, даже не сумев докопаться до сути. Но надеюсь, что в результате этого процесса я докопаюсь и обогащусь на пятьдесят реальностей. В результате этой выставки я буду богаче духовно в пятьдесят раз. И все участники проекта "Верю" испытают похожие чувства.

- Отбирая работы и художников, вы Олег Кулик, являясь куратором, и произнося "Верю" ставите на них пробу, знак качества. Своим жестом, своей волей вы говорите - они настоящие.

Олег Кулик: Можно и так на это взглянуть, но если смотреть изнутри процесса, я практически не выбираю. Я изначально вообще собирался, чтобы эта выставка была - 7-8 человек, ну 10, ну 12, ну 15, ну 20, но не больше. 25 - потолок. 30 - невозможно. Ну, хорошо, еще один и 31. 32. И так набирается. А какие критерии? Почему я должен кого-то не взять? Другое дело, что я могу не взять какую-то работу, потому что в ней человек себя недостаточно проявил.

- То есть критерии все-таки есть?

Олег Кулик: Критерии - сам человек. Он должен рассказать в своей работе, что-то подлинное, что он пережил. Свой личный опыт. Не то, что он придумал, не то, что он прочитал. Если человек приходит с какой-то умозрительной, литературной концепцией - это не работает. Работает, когда правда. Иголкой руку укололи и человек закричал - это правда. Это и есть божественное для меня. Когда человек не лжет. А искусство оно изначально лживо. Волей - неволей, но это так. Мы должны понимать степень этой лживости, искусственности. И этот проект как раз некое очищение. Попытка взглянуть на себя немножко как бы со стороны. Включить сверхсознание, нашу высокую осознанность, которая выделяет этот фермент религиозности.

Лия Адашевская
журнал DE (Декоративное Искусства)

Дополнитетельно:

Версия для печати    Вверх страницы
студия олега кулика
контакты для прессы


Tелефон:
+7 (495) 623-87-38

E-mail:
kulik-studio@mtu-net.ru