[ПУБЛИКАЦИИ В СМИ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРОЕКТУ "ВЕРЮ"]
ОСТОРОЖНО, РЕЛИГИЯ!
Два разговора с Олегом Куликом о выставке "Верю"
15.01.2007
- На пресс-конференции вы сказали, что верите в искусство. Значит ли это, что красота спасет мир?
- Я действительно так считаю. Но под красотой я подразумеваю не просто гармоничное для глаз расположение форм. Если идет дождь, то самый заурядный зонтик будет красивее самого шикарного купальника. Если ты идешь в туалет, то самое уместное и красивое - туалетная бумага, а не пирожное эклер. В моем понимании красота в большей степени имеет отношение к этике, чем к эстетике.
- Недавно в Сиднее была биеннале с похожим названием - "Вера"...
- Сидней - это выставка о религии. Мы к религии никакого отношения не имеем. Мы говорим о религиозности как о качестве, которое привносит художник своей любовью к этому миру, доверием, интересом ко всему, что происходит. Качество религиозности не требует догматов. Религиозность готова увидеть новое откровение, она ищет откровения. Не имеется в виду вера - имеется в виду сюжет размыкания себя навстречу друг другу. Проект "Верю" - начало формирования среды. И он продемонстрирует, что художники могут независимо ни от кого собраться и сделать проект, что у них есть воля и энергия. У нас есть ощущение, что мы некая среда - не тусовка, а профессиональная корпорация. Для художника очень важна оценка: он делает вещь, которая без оценки не существует, он делает не хлеб, произведение нельзя попробовать на вкус.
- А как отбирались произведения на выставку?
- По-разному. Хорошее искусство делается не потому что есть хорошие идеи, а потому что у тебя есть время и желание сделать произведение. Любая идея хорошая - важно, как это будет сделано. Хорошая работа - та, которая сделана с любовью. Она делается не ради денег, даже не для высокой идеи, а ради некоторого такого удовольствия, которое не имеет отношения к искусству по большому счету. Это и есть качество религиозности - сделано с любовью, сделано с душой.
- Могут ли возникнуть конфликты с церковью, на ваш взгляд?
- Вряд ли. Если кто-то хочет, то всегда можно найти причину, но мы, наоборот, делали проект абсолютного доверия. Художников волнуют те же вопросы, что и ортодоксального еврея или православного, католика или буддиста. Бог, или магическое, или волшебное - оно находится не где-то там, оно находится всегда рядом, в другом человеке. Другой человек, другой художник и есть эта религия.
21.01.2007
- Ну что, начнем?
- А вы, девушка, какой веры?
- Православной.
- А сколько вам лет?
- Двадцать два.
- О, такая молодая! А какой у вас румянец прелестный! А у нас тут что, все записывается уже? Ой-ой, идет запись-запись-запись! У нас сейчас происходит беседа о проекте "Верю"! Вот вас лично что в искусстве интересует?
- Честно? Простите, это мой вечный больной вопрос, но мне кажется, что все современное искусство - ерунда. Присобачил рыбью голову к драному ботинку - вот тебе и инсталляция.
- А вы попробуйте! Если бы все было так хорошо, мы бы тут сейчас не ели черный хлеб с маслом - и то масло спонсорское, кстати. Мы еще молимся по утрам, кстати, по 2 часа.
- А вы можете портрет нарисовать?
- Голую женщину? Заходи в "Газгольдер" - он весь увешан голыми женщинами!
- Зачем обязательно голую?
- Это важно! Художник должен не соврать в анатомии! Ты приходи, попозируй, нам нужна юная красивая девушка! Да, если ты спрашиваешь, х...ня ли современное искусство, я скажу: нет. Есть тут много честного, но много и случайного. На нашей выставке тебе может что-то понравиться одно, и через 100 лет это одно и останется.
- А вам на выставке все нравится?
- Мне - все. Мне нравится атмосфера, я же не зритель, я автор. Вообще, впервые устроилось какое-то общее дело для художников.
- Почему? Бывали же и раньше сборные солянки.
- Солянка - одно, общее дело - другое. А у нас есть повод - о чем поговорить. Мы размышляем о мире, но любительским способом. Это может быть понятно многим людям. То, что делают физики, химики, никому не понятно, например.
- Ну и то, что вы делаете, тоже не очень понятно, если честно.
- И слава богу! Людей надо образовывать! Вообще, заведи себе любовника - современного художника - и все поймешь. А знаешь, у меня есть мечта: чтоб четверо мужчин сыграли в карты, а тот, кто выиграет, переспит с девушкой. Давай так сыграем?
- Не уверена, что это хорошая идея.
- Ну день тебе на размышление - у нас уже послезавтра открытие. На вернисаже ответишь.
"Верю", 28 января-15 марта, в арт-центре "Винзавод"
***
Шумная слава художника Олега Кулика, прогремевшего в 90-х образом человека-собаки, сделала его одним из самых одиозных персонажей московской художественной сцены. Сегодня мало кто помнит, что прежде чем стать собакой, Кулик был куратором. Теперь Кулик возвращается к кураторству: его выставка "Верю" открывается 24 января в свежеотремонтированных подвалах "Винзавода" за Курским вокзалом
Интервью: Оксана Саркисян/Ольга Уткина
Афиша
26.01.2007.
|