главная страница | карта сайта | форум

НОВОСТИ И ОБНОВЛЕНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ И УЧАСТНИКИ

ПРЕССА

ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


публикации


[ПУБЛИКАЦИИ В СМИ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРОЕКТУ "ВЕРЮ"]

Credo

Экспозиционное пространство ЦСИ «Винзавод», расположенного в непосредственной близости от Курского вокзала в районе с физиологическим названием Сыромятники — совершеннейшая декорация к кинокартинам об Индиане Джонсе. Пыльные подвальные залы, увенчанные высоченными арочными проемами и облицованные отваливающейся доисторической плиткой – обширны по своему метражу и мелодраматически тускло освещены. В первый момент создается впечатление, что подземная архитектура тяготеет к лабиринтным формам самовыражения. В роли Вергилия - куратор неоднократно и настойчиво проанонсированного проекта «Верю» - Олег Кулик.

Напомню, что именно с показа этой групповой выставки фактически стартовала 2-я Московская биеннале современного искусства. Публике явлен масштабный проект, в репертуаре - произведения 58 отечественных современных художников и арт-коалиций. В студёных казематах «Винзавода» демонстрируются абсолютно новые произведения, идеологически противопоставленные диктату всепроникающего гламура и прочей тотальной бездуховности. Любопытно, что уже на начальном, приготовительном этапе Кулик озадачил будущих исполнителей следующими вопросами: «В чем тайна бытия? Что в этом мире ввергает Вас в священный трепет? В чем сосредоточено Непостижимое и Невыразимое, при встрече с которым Вы теряете дар речи? Что является фундаментом, на котором стоит ваш дух, ваша душа?». Визуализированные ответы исповедальной устремленности изобличают артистические претензии различной степени загадошности

Предъявленные симулякры, воздвигнутые в инфернальном антураже, производят сильное впечатление. Прежде всего, своими нешуточными размерами. Гигантский ковшовый экскаватор, порожденный фантазией Дмитрия Александровича Пригова, многозначительно задрапирован в черную ткань, напоминая спящего до поры монстра из компьютерной игры.

Неподалеку – «Генератор нимбов» Александра Пономарева - затейливо гудящие странные аппараты неожиданно и эффектно выпускают большие кольца дыма. Пластическая композиция Сергея Браткова, походящая своими очертаниями на парковые гипсовые изваяния советской поры, представляет собой транспортируемую дельфинами принцессу. Неактуальность романтического порыва проиллюстрирована злокозненно отвалившейся головой одного из обветшавших флипперов.

Разумеется, затронута и религиозная тематика – колоссального формата баннер Дмитрия Гутова воспроизводит фрагмент работы Андреа Мантеньи «Мертвый Христос». Дубосарский & Виноградов демонстрируют копию ими же отреставрированной фрески «Апокалипсис». Анатолий Осмоловский представляет инсталляцию «Зрелище» - аллегорическую контаминацию иконостаса и абстрактного искусства. Группа «Гаzа» предлагает публике посетить подобие катакомб, следуя тёмными лабиринтами которых, зритель в итоге выходит к некоему подобию алтарной преграды, сооруженной из всевозможных мониторов со святящимся ликом Спасителя.

Стоит ли говорить, что андеграундные ассоциации как нельзя лучше корреспондируют и с метрополитенными фантомами. Так, неожиданный творческий тандем Семена Файбисовича и Сергея Шеховцова воспроизвел фрагмент станции подземки. Её стена украшена монументальным фотопортретом незнакомки, помещенным художниками в рамки настенного псевдоимперского поролонового картуша. В непосредственной близости вьются разнообразные бездомные барбосы невообразимых конфигураций, также вырезанные из поролона.

Неподалеку осуществляется видеотрансляция прибывающего поезда метро (работа Колесникова, Денисова и Котова «Станция Второе Небо»). Восприятие определенным образом сдвигается, поскольку проекция, масштаб, декорирование пространства и даже девушка-статист в форме сотрудницы метро – буквально всё максимально вовлекает посетителей в участие в странном иллюзионистическом эксперименте.

Отрадно, что на «Винзаводе» наличествует изрядное количество неординарных работ: здесь и диковинный кинетический объект «Остановившееся время» Витаса Стасюнаса, и абсурдистский «Фонтан» Ирины Кориной, и картонный троллейбус в натуральную величину от Валерия Кошлякова. Экзистенциально-танатологическую тему бренности всего сущего развивает Георгий Пузенков. Его минималистическая работа представляет собой спортивную планку для прыжков в высоту на фоне свежевырытой сырой могилы

Любопытно, что на выставке совсем нет вещей Олега Кулика, объединившего в рамках проекта «Верю» эксцентричные произведения художников разных поколений и широкого географического диапазона. Тем не менее, в подземных интерьерах «Винзавода» собраны работы: Бориса Михайлова и Константина Худякова, Александра Шумова и Дмитрия Дульфана, Псоя Короленко и группы АЕС+Ф, Георгия Литичевского и Айдан Салаховой, Василия Церетели и Андрея Монастырского

Отдельного упоминания заслуживает специально изданная книга «Xenia, или Последовательный процесс», в которой на 450 страницах аккумулированы каскады чрезвычайно симптоматичных интервью с участниками проекта, а также предшествовавшие выставке стенограммы обсуждений. Мне показалось занятным, что среди издателей сего манускрипта наряду с ММСИ фигурируют такие институции как Комитет по культуре и Правительство Москвы.

Как бы то ни было, актуализация эпистемологической неуверенности на фоне утраты идеологических эталонов, равно как и отражение тотальной кризисности средствами современного искусства превращает презентацию «Верю» в своего рода социально-символический акт.

Резюмирую: хотим мы того или нет, на выходе у Кулика получился бесспорный блокбастер. В ассортименте - экзотика всех возможных модификаций. Судорожные поиски духовных высот и макабричекие нотки, сектантская обсессивность и каверзы представителей тайных орденов, компьютерные аркады и сталкерское блуждание, поэтика андеграунда и трэшевые обертона, иллюзион и аттракцион - всё смешалось в подземельях «Винзавода». Концентрированное удовольствие от «одухотворенного» верой рашн contemporary art’a гарантировано…

Просмотр рекомендован.

До 1 апреля. ЦСИ «Винзавод» (4-й Сыромятнический переулок, д.1, стр. 6)


Дмитрий Барабанов
Artinfo.ru
Published: January 26, 2007



Дополнитетельно:

Версия для печати    Вверх страницы   
студия олега кулика
контакты для прессы


Tелефон:
+7 (495) 623-87-38

E-mail:
kulik-studio@mtu-net.ru