публикации
 |
[ПУБЛИКАЦИИ В СМИ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРОЕКТУ "ВЕРЮ"]
В поисках утраченного счастья
Независимая газета
16.03.2007
Олег Кулик устал от искусства
- В беседе с журналистами вы с гордостью назвали выставочный проект
"Верю" блокбастером.
- (Перебивает.) Это не я назвал. Это кто-то из журналистов сказал, что
есть фильмы-блокбастеры. Есть спектакли-блокбастеры. Но ни разу еще не
было выставки современной живописи, которую бы можно было назвать
блокбастером. И вот такое почетное звание "присвоили" нашему проекту.
Чему я очень рад.
- А что хотели продемонстрировать зрителю вы?
- Мы планировали посредством визуального языка поговорить об
экзистенциальных ценностях. Хотелось посмотреть на себя и на мир с
высоты накопленного за последние двадцать лет опыта. Все эти годы мы от
одной системы переходили к другой. Все ценности советской системы были
разрушены. Двадцать лет было не очень понятно, какую физическую
реальность мы "строим", какой мир. Выставка "Верю" - это попытка
понять: "что такое хорошо, а что такое плохо". Мы долгие годы жили, как
дети, которые пришли в мир и все должны на себе испробовать: палец в
розетку сунуть, иголку в рот взять+ Мы готовы были надеть на себя
странную вещь, обуть то, что к обуви имеет отдаленное отношение.
Главное было попробовать мир "на вкус", "на запах". Происходило
материалистическое, физическое, но не духовное освоение мира. И сегодня
мы поняли, что было упущено нечто главное. Мы не использовали,
например, шанс, данный либералами, - шанс стать свободными. В итоге
многие из нас почувствовали, что скатываемся в прошлое. Я говорю о
поколении художников, которым за сорок.
- После "оттепели" 60-х тоже последовали суровые 70-е годы. "Откат" к
советской "трясине" произошел незаметно для самых активных диссидентов.
- На волне перестройки нам было двадцать с небольшим. К сорока годам мы
подошли к некоему кризису, поняли: русского современного искусства нет!
Не в том смысле, что нет русских художников, нет арт-институций+ Просто
у нас нет своей экзистенциальной базы. Та база, которая была в XIX
веке, безнадежно потеряна, разрушена. Мы не находимся в прямой связи с
культурой романовской России. Мы больше не ностальгируем по ней. К
сожалению, сейчас мы ближе к советской ментальности. Это пугает. И
многие художники делают грандиозные усилия, чтобы вырваться из западни
совдеповского материалистического осмысления бытия.
- Советская живопись стремилась "говорить" на языке массового сознания
и быть понятной абсолютному большинству. Вы, в недалеком прошлом
нонконформист, вновь стремитесь быть понятным большинству. Вы
радуетесь, что проект "Верю" - блокбастер?! Разве это свидетельствует о
стремлении вырваться из совдеповской ментальности?
- Есть большая разница между советским униформизмом и современным
мейнстримом. В советское время нужно было быть понятным каждому по
заданию партии. То есть надо было быть не просто понятным, а понятным в
определенном политическом русле. Надо было нести в мир идеи уравниловки
- а это насилие над личностью. Таков был "незатейливый" (смеется) язык
соцреализма. Сейчас ситуация иная: художники сами стремятся быть
понятными в своем творчестве. Они ничего никому не навязывают, не
ориентируются на соцзаказ. Просто внутри своего искусства находят идеи,
открытые для широкой аудитории. Одновременно их искусство содержит в
себе более глубокие вещи, которые может "прочесть" лишь избранная
творческая элита. Темы сегодняшних художественных проектов вырастают из
жизни в самом широком смысле этого слова. На мой взгляд, такая
творческая переориентация - шаг сильных людей, которые признали: что
живопись - это не эстетский междусобойчик. Живопись - это реакция на
мир. Творческая элита больше не хочет существовать в Башне из слоновой
кости.
Театр Венето имени Карло Гольдони в Москве
Но это не крестовый поход в народ. Просто художникам надоело быть
инфантилами, которые не знают, что творится в большом мире, в мире, где
они родились и где родились их дети. Пришло время, когда мы созрели для
того, чтобы наше искусство стало открытым и понятным самой широкой
аудитории. Современное искусство готово к диалогу. Но при этом
некоторое усилие над осмыслением живописи не отменяется. Даже самый
тупой фильм типа "9 роты" требует от человека усилий - нужно проявить
терпение и усидчивость, чтобы полтора часа его посмотреть! Современное
искусство, даже самое глупое, все равно призывает зрителя пройти с ним
вместе некоторый путь. И, уходя с выставки или из музея, человек
обязательно что-то интересное и важное для себя оттуда выносит.
- Как вы относитесь к нонконформизму?
- Никак не отношусь. Сейчас смешно говорить о нонконформизме. Что такое
нонконформизм? Это несогласие. С кем и с чем сегодня не соглашаться? С
властью? За последние пятнадцать лет сменилось три или четыре типа
власти. Причем назвать эти типы "либерализмом", или "соцдемократией",
или еще как-то - невозможно. Власть в постсоветском пространстве
умудрилась одновременно быть и синей, и зеленой, и красной, и белой.
Принимать ее или нет? Как и о чем с ней спорить? В таких условиях
нонконформизм, равно как и конформизм - проблематичная штука+ Многие
поливают власть грязью, а потом окажется, что не стоило этого делать.
Плох Столыпин? Вспомните, как современники его ненавидели. Я не хочу
повторять ошибки предков. Художник - не судья. Он всего лишь летописец.
Он создает портрет времени. А ругать или хвалить время - глупости это!
Давайте посмотрим на мир, на все, что в нем творится, шире. И окажется,
что Россия не так ужасна. И совсем не страшна. В Европе есть куда более
"тяжелые" места. Вы были в Латинской Америке?
- Нет. А что, это плохое место?
- Это кошмар! Пустая, злая страна. Там дурно пахнет+
- Неужели Россия пропитана ароматом цивилизации?
- Россия - прекрасна! Наш "аромат" портят высокие амбиции и
технологическое несовершенство. Их несоответствие - проблема. Не надо
стремиться быть супердержавой, не надо пытаться открыть миру глобальные
истины - это амбициозный маразм! Но мы ведь знаем, почему в России
именно такое происходит. Мы - талантливая нация, но наши способности не
до конца реализованы. Почему? Кто виноват? Власть? Ничего подобного!
Люди в России ненавидят друг друга так, как нигде. Причем мы ненавидим
только за то, что не понимаем друг друга! Русского человека иногда
"поскребешь", и он так огрызнется+ Но если не ответить на его
раздражение, улыбнуться - открывается такая бездна нежности, теплоты,
любви. Вчера сосед по лестничной площадке готов был убить тебя только
за то, что ему не понравилась твоя рубашка, а после того, как ты на его
"оскал" ответил улыбкой, он готов подарить тебе душу. Еще одна наша
беда: русский хочет всего и сразу, не принимая постепенного улучшения
своей жизни. Вот от чего все наши беды. Западный человек четко знает:
надо убегать от плохого к хорошему, надо постоянно находиться в
позитиве. Он маленькими шажками двигается к своей большой цели. И
понимает: соседа выгоднее любить, чем ненавидеть.
- А вам удается любить соседа с таким же постоянством, с каким это
делает европеец?
- Немножко. Главное, я наконец понял: чтобы сделать мир прекрасным,
нужно начать с себя. Если внутри твоей души полное безобразие - вокруг
будет еще хуже.
- Из всеми ругаемого Олега Кулика вы превратились в классика
постмодернизма. Ваши картины вешают в Третьяковке, хотя вчера все, что
вы делали, не признавали за искусство...
- Я пережил большие личные драмы, которые были связаны с неправильным
пониманием жизни. Я недооценивал человеческие отношения. Не понимал,
насколько важны для меня близкие люди. Искусство долгое время было для
меня всем. А жизнь я вообще не замечал, считал, что это некий
"гарнирчик", который можно не учитывать. В итоге я во многом себя
обделил. И однажды эта обделенность по мне страшным образом ударила!
Случилось это, когда я подошел к сорокалетнему рубежу. Я ощутил
опустошение от искусства. Я столько выплеснул туда+ И понял, что прошел
какой-то путь - плохой или хороший, но он завершился. Я от него устал.
А жизнь вдруг вышла на первый план. То, что долго не задевало, -
ударило по сердцу. Я недооценивал любимых+ И эта недооценка долгие годы
как-то сама по себе утрясалась. И когда первый раз не утряслось - был
чудовищный шок. Более того, я не ожидал, что меня как личность
буквально разрушат жизненные неурядицы. Уходит любимая, и ты теряешь
всякую опору в жизни. Никакое искусство тебе уже не в состоянии помочь!
В момент душевного кризиса мной вдруг заинтересовались галереи,
западные музеи, я "понравился" рынку+ Но мне все это было уже не нужно.
Я понимал, что упустил нечто более важное: а именно - жизнь.
- Но разве карьера - не часть жизни?
- Карьера - чушь! Когда теряешь людей вокруг себя, когда осознаешь, как
они тебе нужны, но ты им уже нет, - начинаешь метаться, искать опору.
Последние пять лет я перестал думать об искусстве! И стал думать о том,
как живут люди: на Востоке, на Севере, на Западе. Я понял, что мы живем
в мире перевернутых ценностей.
- Вы имеете в виду вашу частную жизнь и жизнь ваших друзей?
- Не только. Геополитическая ситуация в мире резко меняет приоритеты, в
том числе и художественные. Все мечтают о глобализме! Чушь! Не будет
его. Глобальные структуры, глобальные идеологии порождают насилие. Кому
оно нужно? Свобода - это не глобализм. И не антиглобализм. Свобода -
это Человек. Как только я это понял, я исправил отношения с родителями,
с женой и сыном. Все это в тысячу раз важнее картин, творческих
проектов и всего прочего. Что я делал в искусстве? Искусство не открыло
мне той глыбы возможностей, которые скрыты в человеке. Искусство дает
личности самого творца крайне мало+
- То есть фраза "цель творчества - самоотдача" - чушь?
- Конечно! Главное в жизни человека - совершенствование души. Душа -
это магия. Мне раньше казалось, будто жизнь - нечто бесформенное и
непонятное. А выяснилось, что жизнь - ясная и четкая вещь. Что такое
тигр, сделанный из фарфора? Его можно показать, продать, в руках
повертеть! А живой тигр никому не принадлежит. Его нельзя в руках
повертеть, пощупать+ Он ничего не стоит (усмехается), потому что он
бесценен! Как и живой человек. Бесценность и есть свобода!
- То есть форма - вторична?
- Да. Ею нельзя "питаться". А я долгое время именно это делал. Каюсь.
Знаете, в какой момент я понял, что Дух есть? Когда отказался от эго.
- Но без эго нет художника.
- Ошибка. Как только исчезает "эго" - появляется настоящий художник. Не
рисовальщик и не ремесленник. Мне не хочется быть мастеровым! Умение -
важная вещь, но искру божественную им не высечь.
- В каком возрасте, с вашей точки зрения, быть знаменитым интересно?
- До сорока+ Быть сильнее всех, быть умнее и духовнее всех - грязь и
мерзость! Мне приятнее быть простым, открытым и радостным человеком.
- Согласитесь написать портрет Путина? Или для вас нет ничего ужаснее
услышать о себе: "Кулик стал придворным художником"?
- (Смеется.) Моя репутация не позволит, чтобы меня позвали писать
портрет Путина. А если позовут - я не вижу в этом ничего плохого и
унизительного. Какая разница, кого рисовать? Главное - как! Путин в
нашем мире далеко не худший человек. От того, что я нарисую Путина или
Буша, разве я изменюсь? Стану святым или грешным? Я - Олег Кулик. И
нарисую то, что смогу. (Смеется.)
- Современная живопись - это в основном инсталляции. Их нельзя
продавать, коллекционировать. В отличие от картины у инсталляции
короткая жизнь+
- Все материальное умрет. Душа бессмертна. Производить можно только то,
что реально улучшает мир. Все! Остальное от лукавого. И потому я
стремлюсь как можно меньше засорять мир! Обратите внимание, у нас ко
всем большие претензии. Даже к тому, что мы не в состоянии
коллекционерам подарить счастье иметь дома инсталляцию (улыбается).
- Есть ли у вас претензии к себе?
- Да! Я ужасно ленив!
- Один знаменитый журналист, шоумен и режиссер сказал, что не любит
бардов. Вас можно представить участником Грушинского фестиваля?
- Запросто. Я бы с удовольствием попел у костра+
- Ваши недруги утверждают, что вы - человек необразованный, циничный+
Талантливый, но не интеллектуал.
- Не знаю+ Я не большой интеллектуал. Я просто человек. Мы все без
исключения маргиналы в искусстве. Художник - творец той реальности,
которую потребляют и политики, и экономисты, и обыватели. Пикассо
когда-то сказал своим недругам и критикам: "Вы меня сейчас не любите,
но когда через двадцать лет я приду в виде чайников и кружек к вам в
дом - вы меня полюбите". Так и произошло. Весь современный дизайн - это
дизайн "а-ля Пикассо"+
- Назовите, пожалуйста, самого крупного интеллектуала в вашем окружении?
- Это моя жена Люда Бредихина. Она очень сострадает людям. Прожив с ней
двадцать пять лет, я чувствую, будто прошел десять университетов.
Благодаря Люде я понял: когда тебя распинают - надо радоваться. Все
чушь в сравнении с первым вздохом, который мы делаем при рождении. Этот
вздох - самый большой драйв в жизни.
|
|