публикации
 |
[ПУБЛИКАЦИИ В СМИ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРОЕКТУ "ВЕРЮ"]
Для российских поклонников современного искусства самым ценным в этой
выставке может оказаться место ее проведения
Бум в области современного искусства и Вторая московская биеннале
способствовали повышению выставочной активности по всему городу. Но
зачастую помещения, в которых выставляются экспонаты - свидетели начала
индустриальной эпохи - привлекают к себе больше внимания, чем сама
выставка.
Впервые просторные кирпичные комплексы, появившиеся в
Москве более ста лет назад с приходом первых машин и финансового
благополучия, реставрируются и даже объявляются памятниками
архитектуры. Это нечто новое в городе, где реставрация обычно сводится
к ремонту фасада и полной перестройке интерьера старинного здания.
Построенный
в XIX в. комплекс 'Винзавод' общей площадью 16 000 кв. метров, был
спасен от неминуемой гибели так же, как его сосед - фабрика 'Арма',
производившая некогда огромные газовые баллоны, которыми освещался
Кремль.
Особенно необычен комплекс 'Проект Фабрика', где размещена
инсталляция Скелтона, поскольку треть заводских помещений по-прежнему
используется для производства бумаги технического назначения.
С
осени прошлого года агентство театров танца 'ЦЕХ' занимает театр типа
'черный ящик' - помещение для представлений, расположенное в другой
части комплекса. 'Нам было важно иметь собственное пространство, свой
дом, - говорит директор Елена Тупысева. - Теперь мы выступаем два раза
в месяц'. Здесь также показываются арт-фильмы и исполняется
экспериментальная музыка.
Успех некоторых из этих проектов, а также
общий рост интереса к постиндустриальной эстетике подстегнули планы
реконструкции более крупных фабрик, находящихся в еще более плачевном
состоянии. Пока, как говорят художники и архитекторы, ни город, ни
государство не выделили ни копейки. Спонсоры этих проектов - крупные
московские предприниматели.
Некоторые известные российские
арт-дилеры на время Биеннале закрыли свои галереи в центре Москвы и
переехали на 'Винзавод', предоставляющий свои помещения по относительно
разумной цене. Среди них - Айдан Салахова и Марат Гельман, один из
первых постсоветских галеристов.
'Все сюда переезжают, потому что
здесь дешевле, - заявил главный архитектор проекта Александр Бродский.
- Надеюсь, что здесь будет действительно кипеть художественная жизнь.
Мы работали над проектом два года, и его пол омыт нашей кровью'.
Бродский
хорошо известен в Соединенных Штатах - как автор проекта Canal Street
Subway Project, который превратил неиспользуемые части станции
нью-йоркского метро в подобие венецианского канала. Он сохранил здание
винзавода практически нетронутым, обнажив стены из терракоты и белого
кирпича, производящие в подземных помещениях фантастический эффект.
Шестьдесят
российских художников разместили в подземных залах и коридорах
'Винзавода' выставку странных, забавных и порой мистических экспонатов
под общим названием 'Верю'. Куратор программы - российский художник
Олег Кулик, прославившийся тем, что в середине 1990-х выступал в роли
собаки. Голый, если не считать ошейника, он лаял и резвился в клетке
нью-йоркской галереи Dietch Projects, когда его не выгуливала жена.
Теперь
он стал мистиком, и этот мистицизм пронизывает работы, выставленные на
'Винзаводе': статуи советских времен покоятся в куче хлама, а на стену
проецируется видеофильм, в котором пассажиры метро входят и выходят из
поездов. 'Монгольская юрта' Кулика - переносной дом кочевника -
предоставляет место для медитации в полумраке.
Все это производит
своеобразный эффект, но у незавершенного комплекса есть свои проблемы -
грязные канавы, оголенный фундамент и недостаток освещения в подземных
помещениях. 'Это потрясающее место', - говорит художник и архитектор
Юрий Аввакумов. Вместе с тем, он считает, что здесь еще нужно
поработать. Он видел, как в одну из луж в катакомбах упал человек - а
на улице было еще довольно холодно.
Успех 'Винзавода' и подобных ему
проектов связан с осознанием того, что в Москве искусство становится
хорошим бизнесом. Богачи все чаще становятся коллекционерами. Недавно
партия предметов современного российского искусства была продана на
лондонском аукционе 'Сотбис' за беспрецедентную сумму в 5,1 млн.
долларов.
'С экономической точки зрения это очень хороший проект, -
говорит художественный директор 'Винзавода' Николай Палаженко. -
Хороших проектов не бывает без хорошей экономической базы. Владельцы
инвестировали в него 5 миллионов долларов, немалую сумму вложили и
галереи'.
Лишь недавно 'Винзавод' получил статус памятника истории и
культуры. Владельцы и проектировщики Роман и София Троценко заявили
российским СМИ, что будут и дальше развивать его художественную
направленность.
Статус памятника федерального значения означает, что
архитектор Бродский смог реконструировать только интерьер завода.
Концепция защиты исторических зданий в России лишь зарождается, и
контроль за соблюдением законов нестрог.
Расположенный по соседству
с 'Винзаводом' завод 'Арма' стал первым воплощением моды на
индустриальный шик. Его заполнили художники и дизайнеры, а примерно год
назад здесь обосновался элитный ночной клуб 'Газгольдер'.
Художник и
архитектор Александр Якут создал в газгольдере 'Армы' впечатляющую
галерею площадью 830 кв. метров. Галерея представляет собой просторное
круглое помещение без углов, но с огромным крестообразным сооружением в
центре, являющимся данью русскому авангарду и напоминающим православный
храм.
'Для нас это место просто идеально, - говорит партнер Якута
Майя Кононенко. - Но вначале арендная плата составляла 10 000 долларов
в месяц, а теперь она достигла 30 000. Мы намерены по вечерам
превращать помещение в ночной клуб, чтобы покрыть расходы'.
Некоторых
художников беспокоит то, что бывшие фабрики станут настолько модными,
что цены продолжат расти, а искусству придется потесниться.
'У меня нет каких-то ожиданий, - говорит Кононенко, - но мы хотели бы
остаться и работать здесь как можно дольше'.
("The Washington Post", США)
Нора Фицджеральд (Nora FitzGerald),
19 марта 2007
http://www.inosmi.ru/translation/233490.html
|
|