|
Сучан Киношита
1960 родилась в Токио, Япония / живет и работает в Маастрихте, Нидерланды
«Понятие “художник”, – утверждает Сучан Киношита, – слишком раздуто, в нём есть нечто претенциозное. Я предпочитаю такие понятия, как музыкант, рабочий, танцовщик. Предпочитаю быть режиссёром-постановщиком или создателем произведения, но в то же время исполнительницей».
Однако этого мало – Киношита хочет, чтобы исполнители становились зрителями, а зрители – исполнителями. Например, проект «Окольные пути для бегунов», созданный Сучан Киношита для Казино-Люксембург, предполагал, что бегуны, избравшие для своих ежедневных пробежек окрестный парк, получили возможность включить в своей маршрут и выставочные залы. Так бегуны, не прерывая своих спортивных занятий, становились зрителями. В другой своей работе «Public I», созданной для музея Нордхорна, где экспозиционные площади и театральная сцена находились в соседних пространствах, Киношита создала ситуацию, в которой посетители театра и посетители галереи могли пересекаться в общем пространстве. Зрители, не переставая быть зрителями, становились исполнителями в глазах других зрителей. В Сала Рекальде (Бильбао) она предложила шести профессиональным певцам заниматься вокальными репетициями в выставочных залах: двигаясь от работы к работе, они упражняли голосовые связки, напрягали лицевые мышцы и принимали театральные позы. Совершенствуясь в оперном вокале, они одновременно становились любителями искусства…
Диагональ-диалемма
Созданная для «Невозможного сообщества» мультимедийная инсталляция являет собой наглядную модель функционирования поэтики Сучан Киношита. Упомянутая в названии «диагональ» – это деревянная планка, которая по диагонали скрепляет расположенные вертикально плоскости разных размеров, материалов и цветов. Вторая часть названия работы – «диалемма» – отсылает к другому элементу инсталляции, к вертикальным плоскостям. Каждая из них выделяет в пространстве свою небольшую зону – своё «выставочное пространство», но и сама при этом является фасадом, т.е. выставляет себя. Плоскости загнаны в неглубокие полости, а потому это крепление крайне хрупко – в любой момент это подобие сцены с многочисленными театральными задниками может рухнуть, спутав все заданные пространственные параметры и планы. Наконец, третий элемент работы – это голос, тихо воспроизводящий текст одного из рассказов Даниила Хармса. Текст звучит на разных языках, где каждый перевод, наподобие «испорченного телефона», делается не с оригинала, а с предыдущего перевода.
В своем анархистском творчестве Киношита стремится смешать устоявшиеся творческие роли, границы дисциплин и пространств, снять различия между созерцанием и созиданием, между высказыванием и его переводом. Свою задачу она видит в том, чтобы, породив смыслы в одном месте, далее по «цепной реакции» дать жизнь новым смыслам в других местах, выпустив их на волю из-под контроля художника.
Диагональ-диалемма, инсталляция, смешанная техника, 2011
|
|