Валерий Айзенберг Константин АджерПавел АльтхамерЙоханна БиллингСоня Бойс Лука ВитонеОноре д’ОАльберто Гарутти ИРВИНСучан Киношита Иржи Кованда Дидье Курбо Вааст Колсон Антон Литвин Лиза Морозова Роман ОндакАдриан ПачиПрограмма ESCAPEЧезаре Пьетроюсти Р.Э.П. Андрей СильвестровSOSkaTanzLaboratoriumМоник Тубош Яан Тоомик Евгений ФиксВадим Фишкин ШимабукуЙенс Хаанинг Жанн ван Хесвейк
Сучан Киношита

1960 родилась в Токио, Япония /  живет и работает в Маастрихте, Нидерланды

«Понятие “художник”, – утверждает Сучан Киношита, – слишком раздуто, в нём есть нечто претенциозное. Я предпочитаю такие понятия, как музыкант, рабочий, танцовщик. Предпочитаю быть режиссёром-постановщиком или создателем произведения, но в то же время исполнительницей».

Однако этого мало – Киношита хочет, чтобы исполнители становились зрителями, а зрители – исполнителями. Например, проект «Окольные пути для бегунов», созданный Сучан Киношита для Казино-Люксембург, предполагал, что бегуны, избравшие для своих ежедневных пробежек окрестный парк, получили возможность включить в своей маршрут и выставочные залы. Так бегуны, не прерывая своих спортивных занятий, становились зрителями. В другой своей работе «Public I», созданной для музея Нордхорна, где экспозиционные площади и театральная сцена находились в соседних пространствах, Киношита создала ситуацию, в которой посетители театра и посетители галереи могли пересекаться в общем пространстве. Зрители, не переставая быть зрителями, становились исполнителями в глазах других зрителей. В Сала Рекальде (Бильбао) она предложила шести профессиональным певцам заниматься вокальными репетициями в выставочных залах: двигаясь от работы к работе, они упражняли голосовые связки,  напрягали лицевые мышцы и принимали театральные позы. Совершенствуясь в оперном вокале, они одновременно становились любителями искусства…

Диагональ-диалемма

Созданная для «Невозможного сообщества» мультимедийная инсталляция являет собой наглядную модель функционирования поэтики Сучан Киношита. Упомянутая в названии «диагональ» – это деревянная планка, которая по диагонали скрепляет расположенные вертикально плоскости разных размеров, материалов и цветов. Вторая часть названия работы – «диалемма» – отсылает к другому элементу инсталляции, к вертикальным плоскостям. Каждая из них выделяет в пространстве свою небольшую зону – своё «выставочное пространство», но и сама при этом является фасадом, т.е. выставляет себя. Плоскости загнаны в неглубокие полости, а потому это крепление крайне хрупко – в любой момент это подобие сцены с многочисленными театральными задниками может рухнуть, спутав все заданные пространственные параметры и планы. Наконец, третий элемент работы – это голос, тихо воспроизводящий текст одного из рассказов Даниила Хармса. Текст звучит на разных языках, где каждый перевод, наподобие «испорченного телефона», делается не с оригинала, а с предыдущего перевода.

В своем анархистском творчестве Киношита стремится смешать устоявшиеся творческие роли, границы дисциплин и пространств, снять различия между созерцанием и созиданием, между высказыванием и его переводом. Свою задачу она видит в том, чтобы, породив смыслы в одном месте, далее по «цепной реакции» дать жизнь новым смыслам в других местах, выпустив их на волю из-под контроля художника.

Диагональ-диалемма, инсталляция, смешанная техника, 2011
 

Московский музей современного искусства
www.mmoma.ru