Валерий Айзенберг Константин АджерПавел АльтхамерЙоханна БиллингСоня Бойс Лука ВитонеОноре д’ОАльберто Гарутти ИРВИНСучан Киношита Иржи Кованда Дидье Курбо Вааст Колсон Антон Литвин Лиза Морозова Роман ОндакАдриан ПачиПрограмма ESCAPEЧезаре Пьетроюсти Р.Э.П. Андрей СильвестровSOSkaTanzLaboratoriumМоник Тубош Яан Тоомик Евгений ФиксВадим Фишкин ШимабукуЙенс Хаанинг Жанн ван Хесвейк
Павел Альтхамер

1967 родился в Варшаве, Польша / живет и работает в Варшаве

Свои проекты Павел Альтхамер причисляет к жанру “социальной скульптуры”, а их сверхзадачей является создание новых урбанистических мифов и коллективных легенд. Участниками же его проектов, а если сказать иначе - материалом его “социальных скульптур”, является, во-первых, ближний круг художника - его жена и дети, близкие и дальние родственники, друзья, соседи, ученики по Варшавской академии, знакомые и даже случайные прохожие. Во-вторых же,  создавая новые социальные общности, он задействует общности уже существующие –  субкультуры байкеров, уличных музыкантов, бомжей, промышленных рабочих, мигрантов-нелегалов и т.п.

В последние годы большая часть создаваемых Альтхамером работ является в той или иной форме частью его масштабного проекта «Общее дело». Участники проекта занимаются коллективной трудовой деятельностью, встречаются с учеными, отправляются в необычные путешествия – например, в Мали, страну легендарных Дагонов, знакомятся с архитектурной и социальной утопией столицы Бразилии. Четвертого июня 2009 года более 150 участников проекта прилетели в Брюссель на спроектированном художником золотом Боинге 737. Первой остановкой стала выставка Expo 58, осмотр которой они начали со знаменитого павильона  Атомиума. 

«Невидимая рука»

В Москве в рамках “Невозможного сообщества” Альтхамер осуществил две работы. Одна их них, импровизационная и карнавальная,  проистекает из его опыта работы с субкультурными общностями. На открытии выставки к полной неожиданности для ее организаторов Альтхамер появился с группой уличных музыкантов,  превративших музей – его залы, внутренний двор и тротуар перед главным входом, в концертные площадки. Вторая же работа, собственно и названная им “Невидимая рука”,  восходит к одноименной передаче на польском телевидении коммунистической эпохи, рассказывавшей о примерах бескорыстного труда граждан Народной Польши на благо улучшения их социалистического общежития. Весь период своего пребывания гостем  “Невозможного сообщества” Альтхамер и его четыре ученика проработали волонтерами при одном из московских ЖКХ, помогая в уборке территории. Так ими была начала новая линия “Общего дела”, которая, будучи продолжена в новых городах, получит своего завершение 1 июня 2012 года на Берлинской биеннале, куратором которой является друг и неоднократный соавтор Альтхамера, польский художник, Артур Жмиевский.

Вопреки тому, что оба проекта Альтхамера имеют свою фото- и видео-документацию, художник, следуя своим установкам на незрелищность (или как он сам говорит нон-спектакулярность) своего искусства, предпочел отказаться от предъявления этого материала в экспозиции. Единственный знак присутствия  “Невидимой руки” на выставке  - это лишь отпечаток руки на стене музейного зала. 

"Невидимая рука", Москва, 2011
"Невидимая рука", Москва, 2011
"Невидимая рука", Москва, 2011
 

Московский музей современного искусства
www.mmoma.ru