|
Павел Альтхамер
1967 родился в Варшаве, Польша / живет и работает в Варшаве
Свои проекты Павел Альтхамер причисляет к жанру “социальной скульптуры”, а их сверхзадачей является создание новых урбанистических мифов и коллективных легенд. Участниками же его проектов, а если сказать иначе - материалом его “социальных скульптур”, является, во-первых, ближний круг художника - его жена и дети, близкие и дальние родственники, друзья, соседи, ученики по Варшавской академии, знакомые и даже случайные прохожие. Во-вторых же, создавая новые социальные общности, он задействует общности уже существующие – субкультуры байкеров, уличных музыкантов, бомжей, промышленных рабочих, мигрантов-нелегалов и т.п.
В последние годы большая часть создаваемых Альтхамером работ является в той или иной форме частью его масштабного проекта «Общее дело». Участники проекта занимаются коллективной трудовой деятельностью, встречаются с учеными, отправляются в необычные путешествия – например, в Мали, страну легендарных Дагонов, знакомятся с архитектурной и социальной утопией столицы Бразилии. Четвертого июня 2009 года более 150 участников проекта прилетели в Брюссель на спроектированном художником золотом Боинге 737. Первой остановкой стала выставка Expo 58, осмотр которой они начали со знаменитого павильона Атомиума.
«Невидимая рука»
В Москве в рамках “Невозможного сообщества” Альтхамер осуществил две работы. Одна их них, импровизационная и карнавальная, проистекает из его опыта работы с субкультурными общностями. На открытии выставки к полной неожиданности для ее организаторов Альтхамер появился с группой уличных музыкантов, превративших музей – его залы, внутренний двор и тротуар перед главным входом, в концертные площадки. Вторая же работа, собственно и названная им “Невидимая рука”, восходит к одноименной передаче на польском телевидении коммунистической эпохи, рассказывавшей о примерах бескорыстного труда граждан Народной Польши на благо улучшения их социалистического общежития. Весь период своего пребывания гостем “Невозможного сообщества” Альтхамер и его четыре ученика проработали волонтерами при одном из московских ЖКХ, помогая в уборке территории. Так ими была начала новая линия “Общего дела”, которая, будучи продолжена в новых городах, получит своего завершение 1 июня 2012 года на Берлинской биеннале, куратором которой является друг и неоднократный соавтор Альтхамера, польский художник, Артур Жмиевский.
Вопреки тому, что оба проекта Альтхамера имеют свою фото- и видео-документацию, художник, следуя своим установкам на незрелищность (или как он сам говорит нон-спектакулярность) своего искусства, предпочел отказаться от предъявления этого материала в экспозиции. Единственный знак присутствия “Невидимой руки” на выставке - это лишь отпечаток руки на стене музейного зала.
"Невидимая рука", Москва, 2011
"Невидимая рука", Москва, 2011
"Невидимая рука", Москва, 2011
|
|