6 сентября — 6 ноября, 2011
Государственный музей современного искусства Российской Академии художеств, Гоголевский бульвар, 10

Проект "Невозможное сообщество" является результатом многоплановой исследовательской работы, проведенной Московским музеем современного искусства в сотрудничестве с известным российским куратором Виктором Мизиано. 


althamerBillingboycecolson

Концепция выставки

Исходно настоящий проект призван был быть персональной выставкой. Возникшая в Москве в конце 1990-х годов группа ESCAPE, получила приглашение ознаменовать десятилетие своей творческой деятельности монографическим показом в Московском музее современного искусства. После интенсивной дискуссии с приглашенным ею к сотрудничеству куратором Виктором Мизиано родилась идея – открыть эту выставку для других участников. Реляционное и диалогическое искусство художников ESCAPE предопределило, что юбилейная выставка для них – это не столько повод показать собственные произведения, сколько - вернуться к широкому обсуждению тем и проблем, занимавших их многие годы. 

Программа «искейпа» - ставка на «исход», родилась из сомнения в возможности реализоваться в рамках господствующей системы искусства, донести смыслы в рамках господствующих каналов репрезентации и коммуникации, обрести Другого в рамках господствующих социальных взаимодействий. Однако, что значит сегодня «исход»? Возможно ли создание иных альтернативных программ и социальных ниш? Возможно ли выстроить автономные зоны подлинной аутентичной коммуникации? Возможно ли ныне, в эпоху омассовленной коммуникации и потребления, вести разговор адресно, интимно и исповедально?

Если же признать, что искусство обречено оставаться частью глобальной сети дистрибуции, «исход» может связываться со стратегией вируса, паразита, трикстера. Но можем ли мы  сохранить автономность послания, обживая чужие места, структуры и языки? Или же подлинное послание способно трансцендировать транслирующие его средства и структуры?

А может проблема не столько в структурах и языках, а в самом слепом доверии к акту коммуникации? К его мотивации, функции и прагматике? Может истинное сообщение – это то, которое лишено адресата? Может истинное действие – это то, которое лишено рациональной мотивации и находит  в самом себе свои истинные основания?

Наконец, не видя человеческих смыслов в господствующих социальных взаимодействиях, уверены ли мы, что сами способны создать связи и общности иного типа? Ведь столь часто попытки обрести Другого или построить сообщество оборачиваются нестерпимой мукой и кончаются неудачей. Может ничто нас не сплачивает столь безусловно, как общая неспособность быть друг-с-другом? Или может ностальгия по утраченной или никогда не имевшей места общности и есть наша единственная общая ценность?  Или, может быть, радикальный аутизм и есть подлинный способ открыться Другому? Хотелось бы только понять, способны ли мы на диалог с самими собой?     

Все эти вопросы родились не сегодня, и не сегодня на них давали ответы. С ними вошли в искусству несколько поколений работающих ныне художников,  продолжающих искать ответы на теже вопросы. Проект этот не претендует на то, что бы сказать нечто новое и окончательное, хотя и нет у него аргументов  отговаривающих от подобных усилий. Не претендует проект и на то, что подводить итоги, хотя обобщение пройденного – неизменно залог движения к новому опыту. Скорее,  мы хотели бы поставить вопрос: можно ли вновь отвечать на эти вопросы? Можно ли вновь отвечать на вопросы, на которые уже отвечал многократно, так и не найдя окончательного ответа? Особенно если вопросы были заданы тобой самим…

 

Московский музей современного искусства
www.mmoma.ru