Валерий Айзенберг Константин АджерПавел АльтхамерЙоханна БиллингСоня Бойс Лука ВитонеОноре д’ОАльберто Гарутти ИРВИНСучан Киношита Иржи Кованда Дидье Курбо Вааст Колсон Антон Литвин Лиза Морозова Роман ОндакАдриан ПачиПрограмма ESCAPEЧезаре Пьетроюсти Р.Э.П. Андрей СильвестровSOSkaTanzLaboratoriumМоник Тубош Яан Тоомик Евгений ФиксВадим Фишкин ШимабукуЙенс Хаанинг Жанн ван Хесвейк
Иржи Кованда

1953 родился в Праге, Чехия / живет и работает в Праге

Иржи Кованда не получил профессионального образования, но вошёл в искусство быстро и непринуждённо. Уже в своих первых работах он основывался на непосредственной реальности, будничной жизни, преходящих событиях и изменчивости процесса. Его акции, их сценарии и импульсы их создания, как подчёркивает сам художник, «имеют субъективные мотивы – двигателем здесь выступают порывы чувств и самые естественные устремления индивида (любовь, мечта о коммуникации, дружба)». Вовлекая людей в эфемерные сценарии, Кованда избавляет их от анонимности – он поворачивается к ним, смотрит в глаза, пытается познакомиться и т.д. Эта склонность к бережному взаимодействию с миром, к минимальному в нём присутствию, возможно, была привита Кованде пражской реальностью 1970-х. Травма пережитого им подавления «пражской весны» воспитала в нем стремление к отказу от какого-либо волевого отношения к реальности.

Без названия (23 января 1978 года, Староместская площадь, Прага) 1978, Фотография

Что значит работать?

На выставке «Невозможное сообщество» представлена фотография его акции 1970-х годов, парадоксальным образом перекликающейся с акцией «Исчезновение», осуществлённой в 2000 году Программой ESCAPE. Следуя им самим установленной для себя традиции, Кованда сопроводил свою работу лаконичным комментарием: «Я позвал друзей на встречу… Мы стояли маленькой группой на площади, разговаривали… Внезапно я побежал, пересёк площадь и исчез на улице Мелантрича… 23 января 1978 года, Староместская площадь, Прага».

Вторая из представленных на выставке работ Кованды была специально задумана им для «Невозможного сообщества». «Молодая женщина в подвенечном платье продаёт розы на открытии выставки», – таким комментарием сопроводил художник свою новую работу. Так, воспринимая человеческое сообщество как высшую из дарованных нам ценностей, Кованда предпочитает бежать от него, боясь невольно нанести ему хоть малейший урон. Или же послать ему романтический дар – букет алых роз.


Что значит работать?, видеодокументация перформанса, 2011
Что значит работать?, видеодокументация перформанса, 2011
Что значит работать?, видеодокументация перформанса, 2011

 

Московский музей современного искусства
www.mmoma.ru