![]() кулик веритбеседа с олегом куликом в период работы над проектом "верю"- В беседах с художниками по поводу предстоящей выставки "Верю" постоянно звучит слово "трансцендентное". Все его понимают по разному, но так или иначе имеющее отношение к духу, к невыразимому. Но перед художниками стоит трудная, почти невозможная задача выразить это невыразимое в материале, облечь его в плоть, тело. Нет ли в этом противоречия? И попытки зафиксировать сущность постоянно меняющуюся, ускользающую? Олег Кулик: Тело ведь тоже имеет отношение к духу. И в ситуации, когда тело, дух и душа сотрудничают, и возникает возможность трансформации, улучшения. Перехода на более высокий уровень развития. Сам дух по себе беспомощен. Как и тело. Заберите тело от души. Что произойдет? Тело разлагается. Но и душа без тела разлагается на свои составные. Она не способна к концентрации. Не осознающая себя. Не трансформирующая себя. Только здесь, в этом мире мы можем себя трансформировать. Это уникальный мир. Поэтому тело не от дьявола. Все его проявления важны. Так же как и проявления духа. Если же мы эти вещи разделяем, то уничтожаем их, поскольку друг без друга они бессмысленны. Но очень важно сохранить нужный баланс. - А какую в этом всем играет роль разум, интеллект? Олег Кулик: Разную. В большинстве своем - роль хозяина. Но должен играть роль слуги. Разум - это инструмент. Но если мы ему даем очень много, если во всем полагаемся только на него, то сами превращаемся в инструмент, а все превращается в ад. - Все подвергается рационализации, чему мы сегодня и являемся свидетелями. В том числе и в искусстве. Ведь сплошной концепт, основанный на рационализации всех эмоций. Интеллект - великий манипулятор. Из-за этого мы почти не чувствуем ни плоти ни духа искусства. Вы куратор проекта. А почему сами, как художник, не участвуете в нем? Олег Кулик: Творческая импотенция. Была такая статья о дадаистах "Новые танцы импотентов творения". Я приобрел невероятную гибкость, но потерял все остальное. Я как клей. Ты можешь очень многие вещи склеить. Но сам этими вещами уже не обладаешь. Но это очень важно для нашей среды - почти разложившейся, где каждый обладает каким-то качеством, но не знает с чем его соотнести, потому что оно, это качество, как бы не стыкуется с качествами других. Все очень колючие, как стеклышки. Но из них можно собрать витраж. Многие считают, что витраж это красивые стекла, а я считаю, что витраж - это еще и очень хороший клей. Современные витражи все сыплются, не выдерживают воздействия среды, не проходят испытания временем. А старые мастера так умели спаять, что возникала потрясающая нас до сих пор картина. Но это не более, чем метафора, про стеклышки и клей. - Не знаю почему, скорее всего, ассоциативно, но когда я читала расшифровки бесед, то вспоминала басню Эзопа "Собаки и волки". Вкратце там речь идет о том, что шла война между волками и собаками. И собаки, по примеру волков, у которых был вожак стаи, решили выбрать и у себя предводителя. Выбрали. А он все медлит с командой о начале сражения. Собаки ропщут - "Почему?!". И пес-военачальник им отвечает что-то типа - "У волков и порода и масть у всех одна, а мы и с виду разные, и из разных мест, и даже мастью несхожи. Как же я смогу над вами начальствовать, если у нас ни в чем нет согласия?" Олег Кулик: А волки все серы. Но это не интересно. Из серых стеклышек в храме витраж не сложишь. Стекла должны быть разнообразные, яркие, переливчатые, бесконечно непохожие друг на друга. - Зато они едины, в том числе и в своем понимании ситуации. А наши художники разномастные - речь не о манере и прочих телесных воплощениях, а о сущностном. На место трансцендентного ставят кто, что и как понимает. Хотя большинство в той или иной мере и с тем или иным знаком соотносили это с религией, с Богом. Очевидно, слово "Верю" - само по себе туда направляло. Олег Кулик: Но это заблуждение. Слово "вера", по-моему, направляет в совершенно противоположную сторону. Что такое религия - это собрание некоторых догм, которые придуманы какими-то людьми - пророками, мистиками, часто для современников неадекватными людьми. Кто такой Иоанн Креститель? Кто такой Христос? С точки зрения обычных людей, современников, это сумасшедшие, их и удили как бешеных собак. Вы думаете, появись Христос со своей проповедью на наших улицах сейчас, его пригласят в Государственную Думу? Забьют хоругвями. А вот последующие поколения в борьбе за власть выберут из огромного числа что-то говорящих и проповедующих нужные им истории. Когда было принято официально христианство? В 325 году нашей эры. Через 300 лет после смерти Христа. - Тогда, когда окончательно сложился миф. Олег Кулик: Дело не в самом мифе, а в чисто политической конъюнктуре этого мифа. А реально, в то время, когда Иисус жил его уничтожили. Так что все кого сейчас ругают, уничтожают, в будущем могут оказаться на знамени чьих-то идеологических и политических конструкций. Все зависит от конъюнктуры. И дело не в Христе, а дело в людях. - Вы верите в гороскопы? Олег Кулик: К гороскопам вера как раз не применима. Гороскопы - это химия. Вы верите в химию? Верите в то, что если я вам сейчас подсыплю в кофе пурген, вам станет нехорошо? Вы знаете это. Вы когда-нибудь видели съемку луны над океаном из космоса, где можно наблюдать лунные приливы и отливы? В это надо верить? Это видно глазами, как мощно звезды влияют на землю. Вы верите в рассветы? Вы верите в новолуние. Вы знаете, что в полнолуние нельзя делать операции? На 30 процентов повышается напор потока жидкости в организме человека. Опытным путем установлено, что в полнолуние остановить кровь намного труднее и человек, которому делают операцию в полнолуние, может погибнуть. В это нужно верить? Это нужно знать. Глупцы, кто не изучает астрологию. Прежде чем стать врачом, нужно выучить психологию, астрологию. И поэтому столько смертей у нас сейчас. Потому что не учитывать при лечении процессов происходящих в космосе, а мы подчиняемся им, значит, наносить вред. Есть ветер, есть дождь. Это нормальные физические явления. Мы это принимаем. А почему с астрологией война - вы знаете? Потому что астрологи реально лучше помогают людям, чем люди, которые отстаивают мертвые догмы. А кто предсказал рождение Христа? Волхвы. А волхвы - это древние астрологи. Если кто-то хочет верить догмам - пусть верит. А я изучаю мир, я исследую его. И астрология одна из помощниц в этом. Понятно, что она не всеобъемлюща. Очень много зависит и от человеческой воли. Очень важно посмотреть на самого человека. И здесь важно знание психологии. В психологию вы верите? А ведь тоже считалось - что такое психология, нет никакой психологии. Это все науки. А религия, это что такое?! Утверждение власти одних людей над другими. - Для внесения ясности. Это схема, инструкция, с которой люди должны соотносить свои поступки. Потребность в тех или иных постулатах - проявление внутреннего инфантилизма. Хотя на самом деле сейчас нет никакой подлинной веры в Бога, есть инерция веры, симуляция веры. Но реально никто или почти никто и ни во что не верит. Симулирует, действуя согласно инерции - это да. Олег Кулик: Верить можно только в одно - в другую точку зрения. Это реальность, которую мы не можем понять. Умом ее понять трудно, потому что у тебя есть свой ум. И ты не можешь понять другой. Ты должен принять его на веру, что это такой же фантастический разум, такой же фантастический мир. Твоя точка зрения - все же это проекции ума. - Религия - это тоже своя точка зрения. Почему же вы не соглашаетесь с ней? Олег Кулик: Это не точка зрения, это - схема. Для меня основой веры является доверие. Я не могу понять, что у человека в голове происходит, но я принимаю реальность этого человека. Он реален. Коллектив, за который меня заставляют умирать, или вера в бога, или черта, или в кого угодно - это все миф. Этого ничего нет. А человек есть, вот он. Я может быть не до конца не понимаю, что у него происходит в голове, но я доверяю ему и понимаю, что это подлинно. Для меня это божественная позиция. Принять другого как абсолютную истину. - Что такое "божественно", "божественное" без Бога? Как возможно прилагательное в ситуации отсутствия существительного, от которого оно происходит? Олег Кулик: Божественность - это метафора. Нет какой-то божественности на небе или на земле. Это метафора качества, которую можно назвать как религиозное чувство. Оно скорее противоположно религии. Это чувство, которое доверяет миру и исследует его, изучает его. Это именно исследование, а заучивание догматов. Это не что-то данное раз и навсегда. Ты постоянно должен быть готов к любым изменениям. К трансформации. И неизменным может быть только одно - желание исследовать и быть живым. - Каждый этап исследования пытается зафиксировать себя, задокументировать. Это как бы ритуальное овладение действительностью. Проблема в вечно возникающем заблуждении, что, наконец, дошли до сути, до причины, до последней инстанции. Но и это объяснимо. Человек хочет ясности, понятности, фиксации. В глубине души он боится изменений. Олег Кулик: Представьте - гроза и ее сфотографировали. Получился красивый снимок. И кто-то, наделенный властью, авторитетом говорит - вот главное. Божественное проявление. Гроза закончилась, тучи рассеялись, вышло солнце. А он продолжает утверждать, показывая на фотографию грозы, "Нет-нет, вот Он". А потом проходит еще пятьсот пятьдесят тысяч состояний. Но вы продолжаете стоять на своем. Мало ли что вы видите, суетные и мелкие. Вы не согласны, а мы сейчас вам с правильными ребятами по голове надаем. И все разбежались. Осталась команда, которая утверждает - молния только и есть главное. Фиксация - да. Но надо понимать, что это только фиксация определенного состояния. И она ничего не стоит, если ты не понимаешь, что она вторична, одна из многих. Когда мне - того не делай, сего не делай. Это все ерунда. Важно, что в душе человека происходит. Когда Авдей Тероганян рубит иконы, понятно, что в его душе происходит какая-то катастрофа. Человеку надо помочь, а не убивать его, гнать. Истинно верующие люди так и воспринимают его поступок. Представляете Серафима Соровского, который бы там пошел громить что-то или кого-то. Он скорее с состраданием будет, со слезой, помогать людям, но чтобы он стоял с палкой и кого-то там дубасил. Это не мыслимо. - Вокруг любой сильной идеи всегда складывается круг неких фанатиков. Олег Кулик: Это не фанатики. Это, к сожалению, человеческое качество - ненависть, нетерпимость, злобность, животность. И эта злобность просто ищет форму наиболее безопасную для насилия над другим. Наиболее безопасная форма насилия - официально признанные религии. Туда часто идут люди, специально, чтобы бить других и насиловать других под знаком - индуизма, католицизма, нацизма или коммунизма - это все просто форма насилия, поэтому все религии должны отойти в прошлое. Как вы думаете - где больше преступников? Среди бомжей или депутатов Госдумы? Вот вам с одной стороны - избранники народа, с другой - мусор, грязь. Если проверить и тех и других на детекторе лжи на предмет истин божественных, то выводы будут такие чудовищные, что их никогда не позволят опубликовать. - И без публикаций, интуитивно люди это чувствуют. И своих избранников, как это не парадоксально, народ не слишком жалует. Олег Кулик: Да. Но главными виновниками его раздражения и ненависти являются богатые. Потому что у него этого богатства нет, а желание его есть. Если у меня нет этого желания, у меня и ненависти нет. Я не хочу джипы, дачи, охраны. И поэтому когда я смотрю на богатых людей, то испытываю скорее сострадание к ним. У меня есть знакомые, которые обладают таким преимуществом, и я вижу, что это люди очень неспокойные. Они и сами говорят - "Олег, чем меньше имеешь, тем крепче спишь". - Это позерство, рисовка, лицемерие чистой воды. Ради обретения здорового сна они же не отказываются от джипов. Да это, наверное, было бы и глупо. Но что вы им говорите в ответ? Вот вам роль художника в действии. Он своими жестами может что-то изменить в душах людей? Олег Кулик: Может. Но я же реалист. Я понимаю, что дело улучшения людей и себя самого - это очень сложное дело. Я анализирую некую исходную точку, что они есть сейчас. При этом они все не лишены желания, как бы приподняться духовно. Разные уровни есть. Есть совсем темные крокодилы, а есть люди, которые сделали деньги честно. Относительно честно. Я им предлагаю какие-то модели существования со мной или с каким-то делом, которым я занимаюсь, что-то, что их могло бы приподнять для начала в собственных глазах. Даже эти пол шажочка - это уже не мало. Зато это зафиксируется как-то в сознании. И дальше ему захочется сделать и второй шаг и третий. Он почувствует вкус, удовольствие. И ощущение подлинной свободы. Богатые такие же не свободны, как и бомжи. Просто одни не свободны в своей грязи, а другие в своих бриллиантах. - Зато в своей вере свободны все. И для меня трансцендентное - это след Бога, смерть которого некогда провозгласил Ницше. Образовалась, скрывающая в себе множество возможностей Пустота, Великое Ничто. Которое не может исчезнуть, но может стать всем чем угодно. Оно и стало главным вдохновляющим полем, пространством для художников. Знак пустой формы, которую каждый заполняет собой и понимает по-своему. Местонахождение этого поля не во вне, а внутри каждого. Каждый сам оплодотворяет Пустоту. Место Истины заняли множество субъективных истин. Место Веры, заняли множество личных вер. Поэтому на вопрос - верите ли вы в Бога? Можно услышать, что это личное, но я верю в себя, семью, любовь и проч. На самом деле Веры нет, осталась лишь инерция и неистребимая потребность в Вере. Это жизненная необходимость, это хватание за соломинку, это попытки сохранения человека, если угодно инстинкт самосохранения именно человеческого в человеке. Стремление найти для себя объект Веры в этом мире без идеалов (мы опускаем в качестве идеала - богатство, Золотой Телец - это идол) держится на силе желания. Олег Кулик: "Бог умер". То, что сказал человек, который очень сильно болел - все это метафора. Бога нет и не было. Нет ничего, чего нет в этой реальности. Реален только другой человек. Все остальное - это схема. Или метафора. - А что делает искусство? Оно создает схемы. Схематичный мир параллельный с реальным, правда, возможно, более человечный. Олег Кулик: Искусство создает реальные произведения, которые мы чувственно принимаем. Это есть божественность. Метафора: хороший человек - божественен. Человек, который не кричит в ответ, как продавщица, проявляет божественное качество. Но не в смысле какое-то качество непонятное нам, а вполне понятное человеческое качество. Просто оно настолько редко, настолько уникально. Терпимость, например. Тем более если оно возникает не из того, что человек заторможен, а из того, что человек не испытывает злобы к этому миру. Вот это Бог. А человек, который убивает, а потом ходит в церковь и кричит - "Бог есть! Патриарх прав!" - это дьявол. - Вы как-то все время ограничиваете, суживаете проблему. Олег Кулик: Я понимаю, что это ограниченно. Но для меня это более интересно. Я почему работаю на эту выставку? Для меня Бог это, прежде всего, рядом живущий человек. Я так сейчас чувствую. Для меня эта выставка - выставка конкретно живых людей - московских художников. И для меня это божественно. Для меня важно, чтобы они объединились, чтобы они чувствовали себя рядом друг с другом не то, чтобы защищено, но ощутили некое притяжение. Чтобы это была не выставка, где люди раздвигают свои амбиции, где бесконечные конфликты. Ведь изначально так и происходило. Мне говорили - "Дай мне отдельное место и не мешайся, я сделаю то, что я хочу. Или я не участвую". Лу ладно. "А кто ты такой?" И начинается ерунда. Но мы это преодолели. И возникает живой человек, который начинает делать проекты, которые дают что-то другому и ему дают от другого. Это взаимно. Знаете - две свечки конфликтуют, но свет от этих свечек никогда не конфликтует. Мне важен этот свет, это слияние. Поэтому божественность она в очень конкретных вещах. Мы реагируем на другого, переносим другого, нуждаемся в другом. Как мы делаем это усилие, эту волю понять другого и сама эта воля - это и есть главное содержание выставки. То есть - понять другого, полюбить другого и дать место другому в тебе самом, в твоем пространстве. И наоборот - он дает тебе. Это как любовь. Кто кому дает? Женщина мужчине, мужчина женщине? Бредовый вопрос. Мы же понимаем - оба дают. И оба получают. А если один дает, а другой нет, то оба теряют. Вот это и есть для меня божественное качество, которое очень трудно проявить. Это не набор абстрактных метафор. Трансцендентное рядом, вот за столом сидит. В этой выставке соберется пятьдесят трансцендентных сообщений, которые в основе своей непонятны, но я принимаю эту непонятность как абсолютную истину, даже не сумев докопаться до сути. Но надеюсь, что в результате этого процесса я докопаюсь и обогащусь на пятьдесят реальностей. В результате этой выставки я буду богаче духовно в пятьдесят раз. И все участники проекта "Верю" испытают похожие чувства. - Отбирая работы и художников, вы Олег Кулик, являясь куратором, и произнося "Верю" ставите на них пробу, знак качества. Своим жестом, своей волей вы говорите - они настоящие. Олег Кулик: Можно и так на это взглянуть, но если смотреть изнутри процесса, я практически не выбираю. Я изначально вообще собирался, чтобы эта выставка была - 7-8 человек, ну 10, ну 12, ну 15, ну 20, но не больше. 25 - потолок. 30 - невозможно. Ну, хорошо, еще один и 31. 32. И так набирается. А какие критерии? Почему я должен кого-то не взять? Другое дело, что я могу не взять какую-то работу, потому что в ней человек себя недостаточно проявил. - То есть критерии все-таки есть? Олег Кулик: Критерии - сам человек. Он должен рассказать в своей работе, что-то подлинное, что он пережил. Свой личный опыт. Не то, что он придумал, не то, что он прочитал. Если человек приходит с какой-то умозрительной, литературной концепцией - это не работает. Работает, когда правда. Иголкой руку укололи и человек закричал - это правда. Это и есть божественное для меня. Когда человек не лжет. А искусство оно изначально лживо. Волей - неволей, но это так. Мы должны понимать степень этой лживости, искусственности. И этот проект как раз некое очищение. Попытка взглянуть на себя немножко как бы со стороны. Включить сверхсознание, нашу высокую осознанность, которая выделяет этот фермент религиозности.
|