главная страница | карта сайта | форум

НОВОСТИ И ОБНОВЛЕНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ И УЧАСТНИКИ

ПРЕССА

ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ





наши публикации


полемика


проза


[НАШИ ПУБЛИКАЦИИ]

Кирилл Боголюбов и Псой Короленко о Блаженной Ксении Петербуржской - покровительнице современных художников

Мы верим, что Блаженная Ксения является покровительницей проекта "Верю" и современных художников. Мы просим, чтобы наше юродство было принято Богом в качестве его собственного и таким образом канонизировано.

Кирилл Боголюбов: С точки зрения психологии, все психотические состояния можно обозначить как экстремальные, и они в себе несут потенциал духовного опыта. Юродивые – это как раз люди, раскрывшие в себе этот потенциал. Я думаю, что они не то чтобы притворялись безумными, но сохраняли осознание в своем безумии. Как говорится в тропаре Блаженной Ксении, они «безумием мнимым» обличали «безумие мира». «Мнимым» значит что их считали безумными, а на самом деле они выражали в своем творчестве некий вторичный процесс социума, некий потенциал окружающих людей, закрытый от этих людей, некоторую часть их опыта, с которой они не находятся в контакте. Тема соотношения безумия и творчества рассматривается, например, в романе Андрея Монастырского «Каширское шоссе». С одной стороны, в процессе воцерковления современного искусства вся его придурошность и ненормативность как раз вполне вписывается по линии юродства. С другой стороны, опыт юродивых может вдохновить современных художников на преодоление тех границ, которые у них всё равно остаются.

Псой Короленко: Блаженная Ксения приняла на себя подвиг юродства в 26 лет, когда осталась вдовой. Она стала называть себя именем своего мужа, Андрея Федоровича, который сам, в свою очередь, носил имя Андрея Юродивого – свидетеля чуда Покрова Пресвятой Богородицы. Юродивый мужественно отрешается от социально-психического субъекта в себе ради Христа, не боясь, подобно самому Христу, прослыть безумным или даже одержимым. Блаженная Ксения – воплощение такого бесстрашия. Вступив на путь юродства, она не только раздала все свои вещи, но и отдала людям свой опыт. Ксения обладала даром прозорливости и целительства. Она отдавала людям свою силу, и свою слабость, свою любовь. Она сама носила кирпичи ночью, помогая строителям воздвигать храм в честь Смоленской иконы Божией Матери – «Путеводительницы». Это было одновременно и глубокое символическое действие, и практика. Ее цветами были красный и зеленый – вполне «растаманские» цвета с интенсивной биологической символикой, цвета жизни. Греческое слово «Xenia» имеет сложный спектр значений, связанный с «чужестью», «странностью», «странничеством» и с преодолением этих состояний – «подарки гостям», «гостеприимство», «странноприимство». В этом смысле символично созвучие «Ксения» – «скиния», то есть шатер, «палатка», или «юрта», как на выставке «Верю». Ветхозаветный праздник Кущей, в еврейской традиции включает в себя «ушпизин» – ритуал гостеприимства к «чужим», странникам, «юродивым», «уродливым», вместе с которыми, или в образе которых, к нам в «юрту» приходят праотцы, первосвященники, пророки и ангелы и, в конечном счете, сам Бог. Этот образ развивает символику Мамврийской рощи, Elone Mamre, гостеприимства Авраама, запечатленного в «Троице» Преподобного Андрея Рублева. «Xenia», или «ушпизин» – это «hospitability». В европейской традиции, это связано с эволюцией «cтранноприимного дома» от приюта к больнице. Таким образом, в имени Ксении содержится идея связи между гостеприимством, подарком и исцелением. Этим смыслом наполнено и житие Ксении, в котором много чудесных посещений, необычных подарков и жизненно важных предсказаний. Юродство и «странничество» – это «ушпизин». Впустить странника – значит открыть дверь чужому. Христос говорит – если к тебе пришел странник – «посторонний» – «чужой» – впусти его, потому что это Я. Может быть, чтобы узнать Бога в «страннике», нужно сначала узнать в нем себя самого, осознать, что это я открываю дверь самому себе, своему «внутреннему странненькому», преодолеть последний уровень «ксено-фобии», страха перед чужим, и «макарио-фобии», страха перед «блаженным». Блаженная Ксения решилась на это. Она преодолела последнюю границу своего социально-психического тела. Она «впустила» Андрея Федоровича, чтобы воссоединиться с Тем, Кто открывается нам как «Один(Другой)-из-нас», посещает нас и дарит нам радость, силу, исцеление, любовь, прощение, утешение, оставление грехов и жизнь вечную. Святая Блаженная Мати Ксение, моли Бога о нас!

Примечание: Кроме Блаженной Ксении, современному искусству покровительствуют Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (день празднования 5 февраля), Святители Великопермские Стефан, Герасим, Питирим и Иона, а из московских – Преподобный Андрей Рублев и Блаженная Матронушка.



Дополнитетельно:

Версия для печати    Вверх страницы
студия олега кулика
контакты для прессы


Tелефон:
+7 (495) 623-87-38

E-mail:
kulik-studio@mtu-net.ru