главная страница | карта сайта | форум

НОВОСТИ И ОБНОВЛЕНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ И УЧАСТНИКИ

ПРЕССА

ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ





наши публикации


полемика


проза


[НАШИ ПУБЛИКАЦИИ]

Хоружий Сергей Сергеевич. Биография


Кто такой Хоружий?

Хоружий Сергей Сергеевич (род.1941) - специалист в области философской антропологии и религиозной философии, исследователь православного подвижничества, а также физик-теоретик, математик и специалист по творчеству Дж.Джойса, переводчик его романа "Улисс". Окончил физич. фак-т Моск.Гос.Ун-та (1964), крестился в Православие (1968), д-р физ.-мат.наук (1977), академик РАЕН с 1993 по 2006 (вышел из состава РАЕН в знак протеста), почетный профессор ЮНЕСКО (с 2001), основатель и директор Института Синергийной Антропологии (2005).

Чем занимается Хоружий?

Будучи физиком-теоретиком и математиком, развивающим строгие методы релятивистской квантовой теории, Хоружий, вместе с тем, начал работу в области философии и религиозной мысли независимо и почти одновременно с физикой; первая философская публикация появилась в 1967 (ст. "Ничто" в т.4 "Философской Энциклопедии"). С тех пор работа в этой сфере не прекращалась, однако, за вычетом редких словарных статей, при коммунистическом режиме философские тексты Хоружего не появлялись в печати. Его позицией было неприятие официальной советской философии и философской среды; по его убеждению, сфера философии при тоталитаризме - не область творчества, но придаток машины господства, ее природа и содержание кардинально извращены, и сразу после крушения коммунизма необходимы были закрытие Института Философии, пересмотр ученых степеней в философии и радикальная смена кадров кафедр общественных дисциплин. Однако ничего даже близкого к этому не произошло. С гомерической лживостью и безответственностью, лидеры философского сообщества, а за ними и рядовые члены, вмиг диаметрально "сменили вехи" и стали ревностно проповедовать то, с чем ревностно боролись по велению партии. Соответственно, в постсоветской России Хоружий не видит оснований для перемены своего отношения к философскому официозу: хотя язвы его уже иные, они не менее отвратительны.

Исходная сфера философских интересов Хоружий (помимо влияний классиков и, прежде всего, Хайдеггера) - христианская мысль: западная мистика, русская религиозная философия. Относясь критически к общему уровню русского философствования, Хоружий был, тем не менее, убежден в существовании особого типа духовности и особого русла аутентичной религиозной мысли, присущих Восточному христианству, и считал необходимым их глубокое философское раскрытие. Решение этой задачи вначале виделось на пути изучения русского философского процесса, метафизики Серебряного века и ее отдельных фигур (прежде всего, Флоренского и Карсавина); к этому этапу относится первая философская книга Хоружего "Миросозерцание Флоренского" (1974, опубл. 1999). Но уже с сер. 70-х гг. наступает новый этап, толчком к которому послужило изучение "богословия энергий" св. Григория Паламы (XIV в.). Стали уясняться истинные очертания Восточнохристианского дискурса, и они показывали, что метафизика Серебряного века не является ни главным, ни чистым выражением этого дискурса, и в его составе русская аскеза существенней и бесспорней русской философии. Ключевые черты Восточнохристианского дискурса, его опытный и энергийный характер (в отличие от отвлеченно-логического и эссенциалистского дискурса, доминирующего на Западе), наиболее чисто и выпукло представлены в его мистико-аскетической традиции, исихазме, и постепенно эта традиция стала главным предметом исследований Хоружего.

Исихастская духовная практика ("умное делание") - антропологическая стратегия, в особом восходящем процессе преобразующая совокупность энергий человека на всех уровнях его конституции, включая соматику, психику, интеллект. Ее понимание ставит принципиальные проблемы для каждой из наук о человеке, и ее изучение в работах Хоружего приняло форму междисциплинарной программы, включающей богословские, психологические, лингвистические темы, однако ядром своим имеющей философию. Исихастский опыт толкает строить философию как "дискурс энергии", в котором энергия, или "бытие-действие" - ведущий, производящий принцип для всей системы понятий. Адекватная трактовка этого опыта оказывается невозможной на базе обычного аристотелева понятия энергии и требует альтернативной концепции, где энергия обладала бы иной, более свободной связью с сущностью: была "деэссенциализована". Такая концепция имплицирует энергийную картину бытия-действия как бытия-события, куда, наряду с событиями наличного бытия, входят также "события трансцендирования", составляющие цель духовных практик, и "виртуальные события", образующие виртуальную реальность.

Компаративный анализ, привлекающий весь спектр духовных традиций, вскрывает универсальную природу исихастского опыта, являя его как одну из реализаций общеантропологической парадигмы или стратегии - "парадигмы Духовной практики". В свою очередь, эта парадигма трактуется как вид "предельных феноменов" человеческого опыта, в которых начинаются изменения самих конститутивных признаков способа бытия человека. Такая логика ведет к антропологическому подходу, где в центр выдвигаются эти предельные феномены, а базовым концептом становится понятие их совокупной области, именуемой "Антропологической Границей". Сам же подход получил название "синергийной антропологии" (от аскетико-богословского понятия синергии, согласия-соработничества энергии человеческой и Божественной). Удается полностью описать топику Антропологической Границы: наряду с духовными практиками, туда входят стратегии Бессознательного (изучаемые в психоанализе неврозы, комплексы и т.п.) и виртуальные стратегии; смешения и наложения этих трех главных видов стратегий Границы порождают многообразие гибридных форм (их примеры - явления "прелести" в аскезе, психотехники, продуцирующие измененные состояния сознания и др.). В итоге, человек предстает как ансамбль стратегий Антропологической Границы; и это новое определение человека служит ядром антропологической модели, тесно сопрягающей опыт древности и современности и отвечающей новой парадигме знания, с иной системой отношений дисциплинарных дискурсов.

В настоящее время разработан уже ряд приложений новой модели: к проблемам смерти и тела, художественного творчества, современной глобализации и др.; и осуществляется последовательное переосмысление позиций классической европейской модели человека, взятой во всех ее этапах в свете принципов синергийной антропологии.

Основные труды

Introduction to Algebraic Quantum Field Theory. Dordrecht, 1990

Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. 1978, опубл. М.1991

После перерыва. Пути русской философии. СПб.,1994

"Улисс" в русском зеркале. М.1994

Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. Научный сб-к под ред.С.С.Хоружего. М.1995

К феноменологии аскезы. М.1998.

Философия и аскеза. Нью-Йорк, 1999

О старом и новом.СПб., 2000

Исихазм. Аннотированная библиография. Под общей и научной ред. С.С.Хоружего. М., 2004

Опыты из русской духовной традиции. М., 2005

Очерки синергийной антропологии. М., 2005

Феномен русского старчества и примеры из духовной практики старцев. 2006



Дополнитетельно:

Версия для печати    Вверх страницы
студия олега кулика
контакты для прессы


Tелефон:
+7 (495) 623-87-38

E-mail:
kulik-studio@mtu-net.ru