Лучшая пока выставка из всех, открывающихся во время Биеннале, ни в какие параллельные и специальные программы не вписана. И даже напротив — отчасти противопоставляет себя главному событию осени. Неудивительно: Иосиф Бакштейн и куратор «Сообщества» Виктор Мизиано стояли у истоков Московской биеннале, пока не разошлись по вопросам принципиальным. И вот теперь Витя показывает Осе, как правильно делать большой, актуальный, нтеллектуальный — в общем, прекрасный во всех отношениях проект с международным участием, сосредотачиваясь на самых современных и трудно уловимых формах существования искусства. Формально посвященный 10-летию распавшейся уже «Программы ESCAPE», проект включает работы множества авторов и требует от зрителей как минимум — желания понять. Не только, впрочем, от зрителей — организаторам как-то удалось найти общий язык с городскими властями (Московской биеннале этот фокус все никак не удается): исправно мигает в ритме сердца автора Вадима Фишкина «Маяк» на 13-м этаже гостиницы «Пекин», загораются на Патриаршем мосту фонари в честь появления новой жизни в Центре планирования семьи на Севастопольском проспекте (проект Альберто Гарутти). А вот лозунг группы IRWIN «Пришло время для нового государства! Говорят, там возможно счастье» пришлось убрать с фасада подальше во двор, чтобы не вводил народ в искушение.

 

Московский музей современного искусства
www.mmoma.ru