![]() Экспансия и апроприацияПервая реакция на название проекта "Верю!": - сомнение (в правомочности возгонки духовности) и подозрение (в конформизме,) особенно в контексте затянувшегося противостояния современного искусства и РПЦ,) Второй моей реакцией было доверие - после прочтения книги "Xenia". Прежде всего - это КНИГА, литературное произведение с героем, сюжетом, простроенным ритмом, отсылающая к классическому роману путешествия и роману воспитания, (да и к Стерну). Далее - это терапевтическое действо, в котором. так нуждалось арт-сообщество. Из готовности большинства художников к полной откровенности очевидно, что людям было необходимо, чтобы их о чем-то спросили и внимательно выслушали (позиция юной неискушенности вопрошающего тут не менее полезна чем отеческая). И, наконец, - из многих текстов вырисовывается контур личностей более интересных, значительных и вызывающи симпатии, чем можно было представить исходя из произведений тех же авторов. Третья реакция - вход в реальное пространство проекта, где есть и театр и аттракцион, и мистерия. Реальное пространство порождает много проблем и вопросов, но безусловно соединение мощного пространственного объекта и кураторского проекта состоялась. Не без помощи спасительной полутьмы, пока что неразделимой в нашем сознании с понятием сакрального. Но это темы, с которыми и участники проекта, и куратор, и критики разберутся "в рабочем порядке". А хотелось бы посмотреть отсюда, когда эксперимент по восстановлению коммуникаций в арт сообществе успешно завершен, на более общую историческую картину современного искусства, причем в этом ракурсе не принципиальны различия российского и западного пути, нюансы незначительны по сравнению с общностью ситуации. С конца 1960-х до конца 90-х шла экспансия современного искусства на территорию жизни. Эта единая волна, (с короткими всплесками и откатами), вместившая три поколения художников и постепенно смывавшая границы искусства и политики, искусства и улицы, материалов искусства и персонального тела(тел). Искусство подписывало "все" И ВСЕ СТАНОВИЛОСЬ ИСКУССТВОМ. Территория его казалось уже всемирной. Шествие Абрамович и Улая по Китайской стене и Упакованный Рейхстаг - плоды этой глобальной экспансии. Последние мощные высказывания, уже накачанные деньгами и профессиональной "раскруткой", были слышны в Лондоне конца 90-х. Очевидно, что где-то на грани миллениума наступил штиль, а потом и глянец со смутным тенями "сталинского ампира". "Реставрация", "Новый консерватизм", как это ни называй, это общее явление, ярче проступающее на пост-тоталитарных фонах и мягче на европейских. И это тоже очевидно. Но невидимым оказалось стремительное сужение завоеванных территорий - не смотря на внешний рост количества событий и мест. С 2001 года, как шагреневая кожа, сжимается территория искусства. Со всех сторон идет апроприация его языка: политиками и террористами, дизайнерами и архитекторами, рынком и в первую очередь масс медиа и "медийными телами". Сегодня положение современного художника ощущается как катастрофическое. Возможен ли экстремальный перформанс после 11 сентября и после Норд Оста? Возможно ли конкурировать с реалити шоу и со звездой телеэкрана (Ксюшей Собчак) исполняющей цирковой номер под куполом и без страховки? Возможна ли инсталляция, когда любой элитный ресторан уже инсталляция, а все фактуры и материалы "антиэстетики", т.е. современного искусства - давно стали элементами витрин? Наработки концептуализма давно использованы на рекламных щитах. А сам художник стал тюбиком краски в руках кураторов и галеристов, ведущих свою большую игру. Обратная апроприация происходит, но вяло, невнятно и как-то совсем безысходно. Остается еще одна иллюзия "искусство - народу", Балаган Синих Носов, на краткий миг удачно сомкнувший уровни высокого и низкого. Но это мгновенная радость.Б Балаган теряет почву под ногами, когда исчезает мистериальный уровень - материал для профанации. А народ теряет интерес к слишком умном балагану. Коммуникация тоже осуществляется вне искусства. Экстремальный туризм и экзотические религиозные практики, разного рода игровые треннинги и сообщества в сети, не говоря уже о традиционных конфессиях - все территории поделены и все ниши определены. Совсем смешно призывать обратно к кисточке и холсту - тут нарастающие мощности салона разных уровней и никакой перспективы для действительного обновления языка. То, что сегодня бушует по Москве в рамках Биеннале - главным образом - большой аттракцион, институциональная и коммерческая лихорадка, очень мало имеющая отношение к высказыванию собственно искусства и художника. И в этом контексте "Верю!" - первая попытка сопротивления и поиска точки опоры. Как никогда радикально, острее чем в 60-е, встает вопрос о художнике. Кто он? Творец? Служитель? Жертва? Последнего аргумента - персонального тела, как инструмента радикального жеста, уже не осталось, и оно отнято шоу-бизнесом По-видимому художник должен опять сжаться до самой скромной и безмерно ответственной позиции инструмента языка, сообщающего опыт, недоступный всем другим практикам. Андеграунд и самосозерцание, замкнутое сообщество с активной внутренней коммуникацией - кажется это единственный шанс разработки языковой системы, которая единственно и остается областью компетенции искусства. (Стоит заметить что все, чем пользуется сегодня российское искусство - это языковые системы московского концептуализма и соцарта, как бы далеко не уходили от них ответвления новых генераций. И это системы выработанные в вынужденном затворничестве советского андеграунда.) И последнее примечание, специально для Олега Кулика. (другие меня жестоко осудят) Если действительно не ограничиваться сферой персонального языка, а обращаться к визуализации трансперсональных опытов, то может быть стоит попытаться преодолеть практику иудо-христианской цивилизации с жесткими оппозициями духа и тела, света и тьмы, визуализирующуюся в форме светового луча прорезающего тьму (что на уровне пространственной практики и провоцирует театрализацию), а попытаться пройти туда, где возможна концентрация сознания в равномерном белом свете дня. Свет на свету. Если искать точку опоры, то может быть она не в линейном развитии канона, а там, где действует циклическая система времен - Большое колесо превращений. Марина Перчихина (Mouse) Источник: |