[УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА]
Литичевский Георгий: Об участнике
Родился в 1956 г. в Днепропетровске в семье учительницы и инженера. С раннего детства обожал мультфильмы и рисованные истории в "Мурзилке", которые ещё до знакомства с западной масс-культурой направили на путь создания комиксов. С 11-ти лет - он уже убеждённый комиксмэн-самоучка.
В 1974. приехал в Москву. В художественный вуз сдавать экзамены побоялся. Поступил на исторический факультет МГУ им. Ломоносова. Однокурсник - художник Сергей Шерстюк - ввёл его в свободомыслящие круги "левомосховской" молодёжи, мечтавшей порвать с опостылевшим советским искусством и влиться в какое-нибудь актуальное международное течение. Но Литичевский не задержался в богемной среде. С помощью Андрея Ройтера он внедрился в круг настоящих "подпольных" авангардистов.
Здесь Литичевский получил базовое образование и навыки актуального художника, в частности изучил идею и творческую практику "Нью-Вейв" - самого модного направления тех лет. Как и многие московские авангардисты 1980-х он "захватил" мастерскую в сквоте на Фурманом, затем работал в художественной коммуналке на Чистых Прудах.
В 1993 г. Виктор Мизиано привлёк его к сотрудничеству в "Художественном журнале", во многих номерах которого опубликованы комиксы и размышления Литичевского о современном искусстве.
В 1998 г. эмигрировал в Германию с идеей превратиться в странствующего международного художника "без роду и племени". С тех пор и по сей день он постоянно перемещается по Европе, нередко наведываясь и в Москву.
Литичевский - типичный представитель художественного и социального движения "Нью-Вейв", которое в 1980-х годах поставило цель активизировать "неформальные" языки общения зарождающегося гражданского общества. В случае с изобразительным искусством это значило очистить своё мышление и воображение не только от клише государственного стиля и форм коммерческого искусства, но и вообще вырваться из-под опеки художественных традиций (в том числе и авангардных) высокого музейного стиля. Важно было также отринуть от себя страсть к самовыражению в пользу внеличностной позиции собирателя и кодификатора общего языка тех субъектов (Литичевский их называет "люмпенизированными интеллигентами"), вокруг которых и началось формирование нового общества.
Как это не раз бывало в практике мирового авангарда ХХ столетия, альтернативой отвергнутым языкам власти оказались дилетантские опусы тинэйджеров, автоматические рисунки на полях записных книжек, граффити на заборах и доморощенные иллюстрации к самиздатской и альтернативной журналистике. Эти незамысловатые языковые формы "улицы" (или "низовой" культуры) Литичевский перемещает на холсты и панно, восхищаясь не столько их изяществом, сколько их живостью, сиюминутной адекватностью и характерностью. Его искусство - о современном обществе и для него. В нём нет ни тени высокомерного презрения "артиста" к массовым вкусам, ни менторского тона, ни заискивания перед толпой. Оно проникнуто радостью человека, научившегося говорить на понятном языке со своими современниками, говорить об общих увлечениях, страхах и мечтах.
Будучи авангардистом, Литичевский не является бунтарём, революционером или ниспровергателем. Напротив, он отрабатывает позицию сотрудничества, даже можно сказать, конформизма, но не по отношению к имеющим власть, силу и деньги, а по отношению к "простому" человеку, Он старается придать этому человеку уверенность в праве и возможности публичного высказывания, подтолкнуть его к активному общению, пусть и в корявых, "непрофессиональных" формах домашнего языка.
(Андрей ЕРОФЕЕВ)
|