Из досье человечности
Поскольку суть технологий сама по себе
не есть нечто техническое,
принципиальное осмысление технологий
и решительное противостояние им
должно происходить в области, с одной стороны,
сущностно родственной сфере технологий,
а с другой — фундаментально отличной от нее.
Такой областью является искусство.
Мартин Хайдеггер. Вопрос о технологиях
Как работы, так и теории Петера Вайбеля отсылают нас ко времени, когда видение художника имастерство ремесленника не просто стояли на одном уровне, но и обозначались одним словом. Греческое понятие τέχνη(technē) раскрывает перед нами суть искусства до эстетических теорий: точно так же, как мастер-изобретатель, художникпроизводит то, чего нет, и таким образом обнаруживаетнекую истину о том, что существует.
Сегодняискусство и ремесловоспринимаютсяедва ли не как антонимы, и до недавнего времени то же самое можно было сказать об искусстве и технологиях. Как с сожалением отмечал Петер Вайбель, «по какой-то причине современный художник не чувствует в себе достаточно сил и свободы, чтобы сказать:‘Да, я могу взять любой сложный объект, даже научный, и он сможет стать у меня произведением искусства’». По сути же технология, как и художественноепроизведение, по-прежнемуобладает потенциалом к раскрытию истины о своем создателе и о мире, в котором она создается. В работах Петера Вайбеля технологии вновь объединяются с искусством, становясь инструментом изучения и осмысления современности и одновременно — полем исследования.
Практически все собранные на выставке работы — за исключением небольшого количества экспонатов, позволяющих более полно представить творческий путь художника — складываются в своеобразную историюисследованиямедиа: от серии фотографий-парадоксов, заставляющих задуматься об условности нашего восприятия, до сложных инсталляций-комментариев на тему отношений человека и современныхтехнологий. Но — предстают ли медиа логической игрой, орудием в руках бунтаря, или холодным механизмом, расщепляющим реальность и человеческую личность, —они остаются в первую очередь мерой и зеркалом человеческого и ключом к пониманию современного состояния.
Каждый из четырех разделов каталога соответствует одному экспозиционному этажу на выставке и посвящен определенному аспекту отношений человека и медиа. Каждый из этих аспектов подсказывал свою логику исследования и определенный художественный подход — тем не менее разделениево многом условно: представленные в разных частях работы создавались более или менее параллельно в период с конца 1960-х по начало 1980-х.