Виктор Мизиано - один из наиболее успешных российских кураторов: о его проектах пишут в России и за рубежом, выставки при его участии становятся неизменными фаворитами у критиков и публики. Виктору удается актуализировать сложные "вневременные" философские темы, внося их в контекст современности. Проект "Невозможное сообщество", реализованный Мизиано совместно с Московским музеем современного искусства служит еще одним доказательством этих слов.
В 2012 году выставка "Невозможное сообщество" номинирована в номинации "Кураторский проект" на премии "Инновация".
В связи с возрастающим вниманием к профессии куратора в России мы узнали у Виктора Мизиано, в чем суть этой работы, с какими сложностями сталкивается куратор при реализации выставки и можно ли научить стать хорошим куратором.
Мы представляем вам лекцию идеолога группы Программа Escape Валерия Айзенберга, посвященную вопросам существования и функционирования групп в сфере искусства: что заставляет художников заниматься коллективным творчеством, с какими проблемами сталкиваются современные арт-группы, существует ли разница между российскими арт-группами и арт-коллективами за рубежом - об этом и многом другом рассказывает Валерий Айзенберг в своем интервью.
Итальянский художник Чезаре Пьетроюсти знаменит своими неординарными проектами: его произведение Non-Functional thoughts представляет собой небольшую книжку с, на первый взгляд, абсурдными идеями, за которыми, однако, стоит цель - освобождение личности от общественных предрассудков и примата рационалистических поступков. Действия человека, который сознательно ведет себя бессмысленнно, валяет дурака, куда более оправданы, чем ежедневные привычные занятия человека, не осознающего их конечную цель. Последние проекты художника посвящены размышлениям художника о роли денег. Пьетроюсти живо откликается на изменение экономической ситуации в сфере современного искусства. Его акция "Горькая пилюля" - не только художественный акт, но и социальный эксперимент, в ходе которого участникам приходится на своем опыте проверить, пахнут ли деньги.В видео-интервью Чезаре Пьетроюсти раскрыл нам смысл своих акций, рассказал о психологических аспектах его работ и ответил на вопрос, могут ли деньги сами по себе стать предметом искусства.
Французский художник Дидье Курбо рассказывает о своем проекте Needs, в котором он преображает городское пространство. Художественный подход Курбо отрицает пафос широких артистических жестов - акциям художника не требуется зрительская аудитория. Курбо говорит о необходимости предельно простых и скромных поступков, связанных с повседневными нуждами – о ремонте лавки в парке и новой пешеходной «зебре», о дощечках в луже для удобства пешеходов, о посаженных в кадки цветах и скворечнике в центре Парижа.О том, как превратить добрые дела в акт искусства, художник рассказывает в своем интервью:
Художник Валерий Айзенберг - изобретатель, ломающий стереотипы о характере художественного видения. Его главный проект - Программа Escape вдохновляет Айзенберга на создание новых работ. Ироничные, тонкие, меланхоличные - эти произведения всегда затрагивают тему коммуникации, вопросы существования человека в сообществе. Аналитический проект Таблица - есть результат педантичного и иронично курьёзного подсчёта вклада каждого из участников Программы ESCAPE в созданные ими совместно проекты.
В записанном видео Валерий изливает эстетический манифест своей Таблицы в форме джойсовского потока сознания. Смотрим и наслаждаемся!
Мы продолжаем знакомить вас с художниками-участниками проекта «Невозможное Сообщество». Лиза Морозова, которая также входила в состав Программы Escape, - удивительный художник. Сама Лиза называет себя арт-психотерапевтом. И действительно, работы художника балансируют на грани искусства и психологического эксперимента. Это всегда диалог со зрителем, вовлечение его беседу, подчас очень личного характера, походящую на терапию. Для «Невозможного Сообщества» Лиза создала работу «Быть леворукими вместе» - инсталляцию, одновременно напоминающую и исповедальню, и тюремную комнату, и медицинский кабинет.
Что значит быть «левшой» в современном мире? Как сделать перформанс, который трогает зрителя? По каким законам живет мир нон-спектакулярного искусства? – на эти вопросы отвечает Лиза Морозова в нашем видео-интервью.
Сегодня в 18.00 состоится презентация каталога ESCAPE/DIARY - первой книги трехтомника к проекту «Невозможное сообщество».
ESCAPE/DIARY – это история Программы ESCAPE, рассказанная самими ее участниками – Валерием Айзенбергом, Богданом Мамоновым, Антоном Литвиным, Елизаветой Морозовой. В издание вошли не только документация созданных художниками произведений, но и материалы, посвященные специфике их совместн...ого творчества и личных отношений.
Над дизайном книги работал один из участников группы Константин Аджер. По форме издание представляет собой своеобразный «ежедневник». В этом дизайнерском решении выдержана связь с поэтикой взаимодействия, которая находится в центре внимания «Невозможного сообщества».
Похожий принцип будет использован и в решении двух других томов этого издательского проекта. Второй том, посвященный всем участникам выставки и их проектам в рамках «Невозможного сообщества», будет выглядеть как исследовательская монография с электронным приложением в виде глоссария основных понятий коммуникационного искусства. Третий том, представляющий собой антологию критических и теоретических текстов по проблемам коммуникационного искусства, будет выглядеть как самодельный реферативный сборник.
Презентация первого тома пройдет в формате встречи с художниками-участниками Программы ESCAPE и редактором каталога Лией Адашевской. Куратор выставки и редактор-составитель Виктор Мизиано также выступит на встрече с видеообращением.
В составе спикеров выступят: Валерий Айзенберг, Константин Аджер, Лиза Морозова, Богдан Мамонов, Антон Литвин.
Чешский художник Иржи Кованда черпает вдохновение для своих работ из реальности, действий, которые нам приходится делать ежедневно. Художник анализирует привычную реальность через призму своих акций, находя в обыденности повод для дискуссий. В Москве Иржи Кованда представил свой перформанс "Что значит работать?": на открытии выставки в течение вечера девушка в подвенечном платье продавала гостям цветы. Видеодокументацию перформанса представлена в музейном пространстве в рамках нашей выставки, а мы выкладываем фотографии:
В созданном Литвиным для «Невозможного сообщества» проекте «REMINDER» художник возвращается к пережитому им совместно с соратниками по Программе ESCAPE опыту коллективного творчества. На улицах Москвы Литвин вывесил специально созданные им дорожные знаки «ESC» – знаки-напоминания о существовавшем некогда сообществе художников, частью которого ему довелось быть.
Оноре д’О STOP-SPOT
Оноре д’О: «Эфемерность 11 элементарных скульптур проникла в музей, подобно отзвуку чего-то простого и функционального – вроде метро, которое обеспечивает нормальную жизнь города… Из дешёвых, стерильных, индустриальных материалов белого цвета, лишённых художественной патины, создаются простые и благородные современные святыни. Их религиозное значение, нелепое по своей абсурдности, идеально дополняет «подлинные» условия человеческого существования… Иконы – остановки, действие которых упорядочено, словно в узлах цепи или на станциях метро. Осознанность приобретается с опытом. Объединяя остановки на пути в единое целое, размышляя о своей жизни, вы превращаете ваш капитал в состояние».
Оноре д’О STOP-SPOT
Оноре д’О: «Эфемерность 11 элементарных скульптур проникла в музей, подобно отзвуку чего-то простого и функционального – вроде метро, которое обеспечивает нормальную жизнь города… Из дешёвых, стерильных, индустриальных материалов белого цвета, лишённых художественной патины, создаются простые и благородные современные святыни. Их религиозное значение, нелепое по своей абсурдности, идеально дополняет «подлинные» условия человеческого существования… Иконы – остановки, действие которых упорядочено, словно в узлах цепи или на станциях метро. Осознанность приобретается с опытом. Объединяя остановки на пути в единое целое, размышляя о своей жизни, вы превращаете ваш капитал в состояние».
«Живые Портреты молчащей реальности» обращаются к народной и публичной традиции живых скульптур. Речь идет о театральной традиции, у основания которой были средневековые tableauxvivants, сочетавшие реализм изображения, а так же социально-политический протест с формой народного развлечения и едкой сатирой.
Шимабуку.Удачный день
Шимабукупоказывает на выставке приобретённые у уличного торговца вещи, скрупулезно восстанавливая их былой порядок. Все эти старые, на первый взгляд, бессмысленные вещи для Шимабуку бесценны. Для него это историческая память, дух канувшего в лету времени, это и живые свидетельства чей-то прожитой жизни, а также свидетельство его собственной жизни – память о пережитой им московской встрече. «Удачный день» возвращает нас к ритуалу «дара», с древнейших времен лежавшему в основе человеческих взаимодействий, скрепляя их в социальные общности, т.е. в сообщества.
Лиза Морозова.Быть леворукими вместе (перформанс, инсталляция)
Проект Лизы Морозовой «Быть леворукими вместе» - это интерактивный перформанс, посредством которого осуществляется коммуникация между художником и зрителем. Для проекта художница создала специальную инсталляцию, одновременно напоминающую и исповедальню, и тюрьму, в которой общение между Лизой и зрителем устанавливается путем тактильного контакта, посредством специального рукава. Инсталляция предполагает также возможность встречи -коммуникации между двумя зрителями.
Программа ESCAPE Радиотранслятор ESCAPE
Аудио проект «Радиотранслятор ESCAPE» базируется не на новом, найденном так или иначе материале, а на архиве, его вектор направлен в глубину, он предлагает услышать (буквально) голос Программы, подслушать разговоры «на кухне», узнать то что не предназначалось для других, и разрушает миф о том, что произведения искусства обязательно рождаются в результате умных разговоров сёрьёзных людей. Стилистически, проект имитирует практику Интернет-радиостанций, распространённую в сети.
Программа ESCAPE. Головокружение
Объект-инсталляция «Головокружение» развивает тему человеческого одиночества и невозможности адекватной коммуникации.
Программа ESCAPE. Головокружение
Объект-инсталляция «Головокружение» развивает тему человеческого одиночества и невозможности адекватной коммуникации.
IRVIN.First NSK. Citizens` congress
Будучи сама коллективным проектом, в 1984 году группа инициировала ещё более комплексное междисциплинарное образование – NSK, «NeueSlowenischeKunst» («Новое словенское искусство»). В него, наряду с самой IRWIN, также вошли известная музыкальная группа «Laibach», экспериментальный театр «Noordung» и другие сложившиеся к этому моменту словенские инициативы из области дизайна, философии и т.п. В 1992 году в контексте распада союзной Югославии и образования независимой Словении, в ответ на возвращение идеи национального государства с его непреложными понятиями территории, этнической группы и границ, начал реализовываться проект «NSK. Государство во времени». NSK провозгласило, что наделяет статусом государства мышление, и взяло на себя многие функции государства – например, выдачу гражданства и паспортов. Это внетерриториальное, виртуальное государство не идентифицировало себя с реально существующими странами и к настоящему моменту приняло форму коллективного произведения искусства.
ТanzLaboratorium(Как бы) Паноптикум
Трое участников «ТanzLaboratorium» взаимодействуют в реальном времени, рассматривая это самое время в качестве объекта своего перформативного исследования. Участники находятся в разных залах музея на некотором расстоянии друг от друга, не имея возможности согласовывать свои действия посредством визуального или звукового контакта. Аналогично и зритель не в состоянии оценить, насколько согласованными являются действия актеров; однако он в состоянии сопоставить время, необходимое ему для перемещения между залами, с изменившейся перформативной ситуацией. Следовательно, основное событие происходит в восприятии наблюдателя. Видео-документация перформанса из-за своей длительности предоставляет заинтересованному наблюдателю, готовому потратить достаточно времени, шанс на (как бы) паноптический взгляд. «Пан» с древнегреческого на русский переводится как «всё», «оптикум» – это «зрение», «видение». Таким образом, «паноптикум» в переводе на русский язык – «охват зрением всего».
ТanzLaboratorium(Как бы) Паноптикум
Трое участников «ТanzLaboratorium» взаимодействуют в реальном времени, рассматривая это самое время в качестве объекта своего перформативного исследования. Участники находятся в разных залах музея на некотором расстоянии друг от друга, не имея возможности согласовывать свои действия посредством визуального или звукового контакта. Аналогично и зритель не в состоянии оценить, насколько согласованными являются действия актеров; однако он в состоянии сопоставить время, необходимое ему для перемещения между залами, с изменившейся перформативной ситуацией. Следовательно, основное событие происходит в восприятии наблюдателя. Видео-документация перформанса из-за своей длительности предоставляет заинтересованному наблюдателю, готовому потратить достаточно времени, шанс на (как бы) паноптический взгляд. «Пан» с древнегреческого на русский переводится как «всё», «оптикум» – это «зрение», «видение». Таким образом, «паноптикум» в переводе на русский язык – «охват зрением всего».
ТanzLaboratorium(Как бы) Паноптикум
Трое участников «ТanzLaboratorium» взаимодействуют в реальном времени, рассматривая это самое время в качестве объекта своего перформативного исследования. Участники находятся в разных залах музея на некотором расстоянии друг от друга, не имея возможности согласовывать свои действия посредством визуального или звукового контакта. Аналогично и зритель не в состоянии оценить, насколько согласованными являются действия актеров; однако он в состоянии сопоставить время, необходимое ему для перемещения между залами, с изменившейся перформативной ситуацией. Следовательно, основное событие происходит в восприятии наблюдателя. Видео-документация перформанса из-за своей длительности предоставляет заинтересованному наблюдателю, готовому потратить достаточно времени, шанс на (как бы) паноптический взгляд. «Пан» с древнегреческого на русский переводится как «всё», «оптикум» – это «зрение», «видение». Таким образом, «паноптикум» в переводе на русский язык – «охват зрением всего».
Дидье Курбо “needs”
ДидьеКурбо начал создавать серию работ “needs” в 1999 году. Художник помещает свои произведения в повседневную городскую среду, незаметно дополняя привычное окружение: сажая дерево, закладывая цветной плиткой трещины тротуара - тем самым частично преодолевая постоянный разрыв между искусством и реальностью. Курбо говорит о необходимости предельно простых и скромных поступков, связанных с повседневными нуждами – о ремонте лавки в парке и новой пешеходной «зебре», о дощечках в луже для удобства пешеходов, о посаженных в кадки цветах и скворечнике в центре Парижа, и т.п. Всё это – приватные, очень личные интервенции в городскую среду. Незаметность и мнимая незначительность произведений Курбо исключают зрелищную, развлекательную составляющую – акциям художника не требуется зрительская аудитория. Его проекты, скорее, намекают на существование индивидуальных образов города, или множества ментальных карт, структуру которых образуют подчас совершенно незаметные, неочевидные и кажущиеся второстепенными предметы и феномены.
Р.Э.П. О методе
Как объясняют художники, работа «О методе» задумана ими «как небольшая “сцена сообществ” – установка с вращающимся центральным элементом, на котором стоит конструкция из трёх стен, разделяющих три комнаты с автономными экспозициями. Каждая из этих экспозиций представляет (само-)исследование одной из современных киевских художественных групп: объединения архитекторов «Группа предметов», коллектива «TanzLaboratorium» и нашей группы Р.Э.П. В данных экспозициях мы пробуем проанализировать методы коллективного творчества, а соответственно и формы групповой жизни, непринуждённого совместного бытования. Каждая художественная группа – лаборатория коллективности, территория изобретения новых форм общности и/или проблематизации форм прежних». Посвящая себя анализу диалектики жизни и творчества, искусства и повседневности, Р.Э.П. фактически приходит к признанию их тождества: «А может, и каждое человеческое сообщество есть своего рода творческая группа – лишённая, впрочем, нужды представлять какой-то художественный “продукт”?»
Р.Э.П. О методе
Как объясняют художники, работа «О методе» задумана ими «как небольшая “сцена сообществ” – установка с вращающимся центральным элементом, на котором стоит конструкция из трёх стен, разделяющих три комнаты с автономными экспозициями. Каждая из этих экспозиций представляет (само-)исследование одной из современных киевских художественных групп: объединения архитекторов «Группа предметов», коллектива «TanzLaboratorium» и нашей группы Р.Э.П. В данных экспозициях мы пробуем проанализировать методы коллективного творчества, а соответственно и формы групповой жизни, непринуждённого совместного бытования. Каждая художественная группа – лаборатория коллективности, территория изобретения новых форм общности и/или проблематизации форм прежних». Посвящая себя анализу диалектики жизни и творчества, искусства и повседневности, Р.Э.П. фактически приходит к признанию их тождества: «А может, и каждое человеческое сообщество есть своего рода творческая группа – лишённая, впрочем, нужды представлять какой-то художественный “продукт”?»
SOSка Галерея-лаборатория SOSка 2011, Инсталляция
В проекте «Галерея-лаборатория SOSка» художники воссоздают в зале музея максимально точную копию интерьера своей теперь уже легендарной галереи-лаборатории SOSка, просуществовавшей в Харькове с 2005 по 2010 годы. Давая таким образом новую жизнь своей галерее, они выставляют в ней четыре фотографии, на которых участники группы запечатлены с художниками мировой величины – ДэмиеномХёрстом, ДжеффомКунсом, Такаши Мураками и Андреасом Гурски. Так происходит встреча вынужденной и в тоже время избранной маргинальности с миром профессионального и коммерческого успеха. Так, сводя между собой два полюса художественного сообщества и показывая одновременно их очевидную и почти комическую несовместимость, проект «Галерея-лаборатория SOSка» разоблачает как фикцию само понятие художественного сообщества. «Контакт, заснятый на фото, – поясняют авторы проекта, – является фикцией дружбы и одновременно говорит о невозможности коммуникации между разными сегментами как современного искусства, так и общества в целом. В этом проекте SOSка поднимает ряд вопросов: о необходимости выбора художником модели деятельности в сфере культуры, роли сообществ и относительности авторитетов в системе функционирования современного искусства».
Соня Бойс. Тебе, лишь тебе
«Тебе, лишь тебе» — работа, использующая музыку, пение и акустические свойства пространства. В колледже Марии Магдалины в Оксфорде выступают два разных исполнителя — Михаил Карикис (MikhailKarakis), известный своими «модернистскими» голосовыми перформансами и Дэвид Скиннер (DavidSkinner) с исполняющим старинную музыку коллективом «Аламир». Для исполнения было выбрано песнопение «Tusolusquifacismirabilia», сочиненное франко-фламандским композитором эпохи Возрождения ЖоскеномДепре (JosquindesPrez). Каракис стоит на небольшом возвышении, напротив Скиннера, так, что, зрительно завершая хор, он невидим его участникам. Публика здесь является способом оживления пространства. Основной риторический прием — хиазм — повторение и изменение, созданное через столкновение двух различных позиций — бессловесный вокал Карикиса и отвечающее ему хоровое исполнение гимна a capella. Этот диалог тревожит слушателя, затрагивая бессознательный страх человека впасть в бессловесное состояние. Исполнение хора придает старинному песнопению Депре новое современное звучание, одновременно с этим голос Каракиса переносит высокую форму Депре-«Аламира» в современность, а финальное вмешательство Бойс превращает исполнение песнопения в инсталляцию.
Адриан Пачи. Явление
При создании видеоинсталляции «Явление» Пачи использовал обычную видеокамеру. На одном из экранов – крупный план маленькой дочери художника, которая с детским кокетством поет народную албанскую песню: «Qingjtebuute, llora-llora, qingjtebuute, llora-llora…» Эта сцена была снята в Милане и транслировалась родственникам, оставшимся в Албании. Бабушки, дедушки, дядья и тётки, которые до этого момента, трепеща от волнения, словно бы читали слова песенки по её губам, вдруг как по команде невидимого режиссёра хором запевают следующий куплет: «A s’mafalnjiqingjtebute, beebejamaan…» Переход от одного к другому становится метафорой переменчивости жизни, существования «между», одновременного присутствия дома и в мире.
В рамках выставки «Невозможное Сообщество» Павел Альтхамер привез в Москву свой проект «Невидимая Рука». Эта работа получила своё название благодаря одноименной передаче на польском телевидении коммунистической эпохи, рассказывавшей о примерах бескорыстного труда граждан Народной Польши во благо общего дела.
В течение нескольких дней Павел Альтхамер с четырьмя своими учениками проработал волонтером при одном из московских ЖКХ, помогая в уборке территории.
А мы сделали фоторепортаж с места событий:
Художника и его студентов, одетых в униформу работников «жэка», невозможно было отличить от реальных дворников.